Проверка органами Санэпидемнадзора

Положением "О государственной санитарно - эпидемиологической службе РФ", утвержденным Постановлением Правительства от 30.06.1998 г. № 680 указано, что работники СЭС наделены правами в соответствии с Законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (последний вариант закона принят 30.03.1999 г. №52-ФЗ).
В соответствии со ст. 50 данного закона установлены полномочия должностных лиц, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Эти должностные лица при исполнении ими служебных обязанностей и по предъявлению служебного удостоверения имеют ПРАВО:

1.

получать … от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения;
проводить санитарно - эпидемиологические расследования;
беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно - эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий;
проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;
проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;
проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;
составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.

2. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно - эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:

об устранении выявленных нарушений санитарных правил;
о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно - эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых про-дуктов;
о проведении дополнительных санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;
о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Кроме того ст.51 закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлен перечень должностных лиц, имеющих особые полномочия. Это главные санитарные врачи и их заместители, которые имеют дополнительные права:

1) рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства;
2) предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства;
3) давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно - эпидемиологические заключения, предусмотренные статьей 42 настоящего Федерального закона;
4) давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные предписаниями сроки, о:

вызове в органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц для рассмот-рения материалов и дел о нарушениях санитарного законодательства;
проведении в соответствии с осуществляемой ими деятельностью санитарно - эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, предусмотренных статьей 42 настоящего Федерального закона.

5) при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), выносить мотивированные постановления о приостановлении до устранения такого нарушения или о запрещении в случае невозможности его устранения:

проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и ввода их в эксплуатацию;
эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг;
разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции;
производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;
использования водных объектов в целях питьевого, хозяйственно - бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях;
ввоза на территорию Российской Федерации продукции, не имеющей санитарно - эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам, или не зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке потенциально опасных для человека химических, биологических, радиоактивных веществ, отдельных видов продукции, отходов, товаров, грузов.

6) при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:

проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
временном отстранении от работы лиц, которые являются носите-лями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;
проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;
введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.

7) за нарушение санитарного законодательства выносить мотивированные постановления о:

наложении административных взысканий в виде предупреждений или штрафов;
направлении в правоохранительные органы материалов о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.

8) вносить предложения:

в организации о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения;
в финансово - кредитные организации о приостановлении операций юридических и физических лиц по расчетным и другим счетам в случаях нарушения указанными лицами санитарных правил при осуществлении ими работ по проектированию и строительству зданий, строений, сооружений и невыполнения постановлений о приостановлении или прекращении таких работ;
в органы сертификации о приостановлении действия или об изъятии сертификатов соответствия продукции, работ и услуг в случаях установления несоответствия таких продукции, работ, услуг санитарным правилам;
в лицензионные органы о приостановлении действия лицензий на отдельные виды деятельности или об изъятии указанных лицензий в случаях установления нарушения санитарных правил при осуществлении таких видов деятельности;
работодателям о применении дисциплинарных взысканий к работникам, допустившим нарушение санитарных правил;
индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам о воз-мещении вреда, причиненного гражданину вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства, а также о возмещении дополнительно понесенных расходов органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболе-ваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства.

Административная ответственность за нарушение санитарных правил предусматривается законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" п.2 ст.55:
1) за нарушение санитарно - эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта - влечет предупреждение или наложение:
на граждан - штраф: от 5 до 10 МОТ;
на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - штраф: от 10 до 20 МОТ;
на юридических лиц - штраф: от 100 до 200 МОТ;
2) за нарушение санитарно - эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно - технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства - влечет предупреждение или наложение:
на граждан - штраф: от 10 до 15 МОТ;
на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - штраф: от 20 до 30 МОТ;
на юридических лиц - штраф: от 200 до 300 МОТ;
3) за нарушение санитарно - эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений - влечет предупреждение или наложение:
на граждан - штраф: от 10 до 15 МОТ;
на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - штраф: от 20 до 30 МОТ;
на юридических лиц - штраф: от 200 до 300 МОТ;
4) за нарушение санитарно - эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами - влечет предупреждение или наложение:
на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - штраф: от 20 до 30 МОТ;
на юридических лиц - штраф: от 200 до 300 МОТ;
5) за невыполнение санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влечет предупреждение или наложение:
на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - штраф: от 30 до 40 МОТ;
на юридических лиц - штраф: от 300 до 400 МОТ.

Административные взыскания налагаются постановлением должностных лиц СЭС. Производство по делам об административных правонарушениях (т.е. по нарушениям физических лиц) производится в порядке, установленном КоАП РСФСР.
Для юридических лиц установлен 15-ти дневный срок на обжалование постановления органа госсанэпиднадзора. После истечения 15 дней штраф может быть взыскан с юридического лица только в судебном порядке (ч.3 ст.35 Конституции РФ).


ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

33. ВНИМАНИЕ! Инспекторы органов Госсанэпиднадзора уполномочены производить проверку по предъявлении служебного удостоверения. То есть наличие у них направлений на проверку НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО.

34. Из положений ст.51 и 52 видно, что Госкомсанэпиднадзор России не передаёт другим органам полномочия по составлению протоколов о санитарных правонарушениях. А это означает, что налагать административные взыскания за нарушение санитарных правил полномочны исключительно органы Госкомсанэпиднадзора.
Таким образом, налагать взыскания за такие виды правонарушений, как, например:

просроченный гигиенический сертификат (заключение) или его отсутствие;
нарушение правил ведения санитарной книжки или её отсутствие
полномочны исключительно органы Госкомсанэпиднадзора. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО эти органы и никакие другие!!!

35. Приказом Минздрава России от 20.07.1998 г. №217 "О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров", зарегистрированным в Минюсте 01.08.1998 г. введены вместо гигиенических сертификатов гигиенические заключения, которые выдаются с 01.10.1998 г. Выданные ранее гигиенические сертификаты остаются в силе, пока не истечет указанный в них срок действия.

36. Законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" п.2 ст.55 установлены различные ставки штрафных санкции в зависимости от вида деятельности гражданина или объединения граждан, т.е. ставки различны для граждан, для индивидуальных предпринимателей и для юридических лиц.
На наш взгляд, такая норма противоречит ст.19 Конституции РФ. В доказательство можно привести вывод из Определения Конституционного Суда РФ от 1 апреля 1999 г. N 29-О "По жалобам граждан А.И. Байдиной, В.Н. Басова, Н.С. Богатиковой и др. на нарушение их конституционных прав положениями абзацев третьего и пятого части первой статьи 7 закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением":
"В силу требований статьи 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации, согласно которой все равны перед законом, законодатель в данном случае (имеются в виду разные ставки штрафов, установленные за одно и то же правонарушение - неприменение ККМ законом РФ "О …" и ст.146 - 5 КоАП РСФСР - ред.) не мог за одно и то же деяние устанав-ливать неравные виды ответственности (санкции) для предпринимателей в зависимости от того, в какой разрешенной законом форме они осуществляют предпринимательскую деятельность - в форме юридического лица или без образования юридического лица, а также в зависимости от того, каким органам предоставлено право применения этой меры ответственности".
Таким образом, установленные законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ставки штрафов должны быть признаны не подлежащими применению - недействительными. Надеемся, что в недалеком будущем данные аргументы станут предметом исследования Конституционного Суда РФ.

 
 
 

Введение

К Вам подошли с проверкой

Проверка органами милиции

Проверка налоговой инспекцией

Проверка налоговой полицией

Проверка Госторгинспекцией

Проверка органами местного самоуправления

Проверка Обществом защиты прав потребителей

Проверка органами Санэпидемнадзора

Проверка органами Госстандарта

Вас неправомерно оштрафовали, что делать?

У вас изъяли товар, что делать?

Вас вызывают к следователю, как себя вести?

Сколько надо платить в пенсионный фонд?

Единый налог - благо или...?

Примеры исковых заявлений