Проверка налоговой инспекцией

В ходе осуществления деятельности предпринимателям, как правило, не избежать проверок со стороны налоговой инспекции. Её права определены в статье 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации", в соответствии с которой государственным налоговым инспекциям предоставляется право:

1. В органах государственной власти и в органах местного самоуправления, организациях у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства... производить проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчётов, планов, смет, деклараций, и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих тайну, определяемую в установленном законом порядке.
2. Контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимся предпринимательской деятельностью ...
3. Получать от предприятий ..., а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.
4. Обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан ...
5. Требовать от руководителей и других должностных лиц ..., а также граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение.
6. Приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчётным и другим счетам в банках ... в случае непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчётов, балансов, расчётов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.
7. Изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания. Объём и состав изымаемых документов определяется инструкцией Главной государственной налоговой инспекции. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотивированное постановление должностного лица налоговой инспекции.
8. Применять к предприятиям ... и гражданам финансовые санкции.
9. Взыскивать в бюджет недоимки ... с предприятий ... в бесспорном порядке, а с граждан - в судебном.
10. Возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

Кроме того, права и обязанности сотрудников налоговой инспекции, а также порядок осуществления ими проверок и привлечения лиц к ответственности установлен НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ РФ (далее НК РФ), первая часть которого была введена в действие 01 января 1999 г.


ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

13. Налоговый инспектор, направленный для проверки объектов торговли (выездная проверка), обязан иметь постановление на проверку, подписанное руководителем налогового органа и составленное по определенной форме (Приказ министра РФ по налогам и сборам от 31 марта 1999 г. №ГБ-3-16/67).
В случае, если налоговый инспектор, направленный для проведения выездной проверки, не имеет постановления на проверку, подписанного руководителем налогового органа, то, следовательно, такой налоговый инспектор НЕ УПОЛНОМОЧЕН проводить выездную проверку. А раз не уполномочен, то в соответствии со ст.21 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик вправе не исполнять незаконные требования такого проверяющего.
Запрещено повторно производить проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогопла-тельщиками за уже проверенный налоговый период. То есть, если налоговая инспекция проверяла вас на предмет правильности уп-латы вами подоходного налога за 1998 год, то повторно проверять правильность уплаты вами подоходного налога за 1998 год, даже, если появились на то некие "основания", налоговая инспекция не имеет право.
Однако, следует иметь в виду, что повторную проверку может провести налоговая полиция (см. "Проверка налоговой полицией").

14. Налоговый инспектор имеет право проверить только документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя. При этом он имеет право произвести выемку (изъятие) документов на основании письменного мотивированного по-становления уполномоченного должностного лица налоговой инспекции.
Таким образом, например, санитарные книжки налоговый инспектор проверять не уполномочен (правило 2). А давать правовую оценку таким документам, как сертификаты, также не имеет права.
В то же время налоговый инспектор имеет право истребовать у налогоплательщика такие документы, как накладные, приходные и расходные ордера, тетрадь (книгу) учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя, контрольную кассовую ленту и т.п.
Истребование, выемку и изъятие документов налоговый инспектор обязан осуществлять в порядке, установленном ст.ст. 93 и 94 НК РФ. Это очень важные для налогоплательщиков статьи, поэтому приведем их содержание полностью:

Статья 93. Истребование документов

1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
2. Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего кодекса.
В случае такого отказа должностное лицо налогового органа, про-водящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.

Статья 94. Выемка документов и предметов

1. Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.
2. Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.
3. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.
До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.
4. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно.
При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть по-мещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сде-лать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.
5. Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.
6. О производстве выемки изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса и настоящей статьей.
7. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.
8. В тех случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.
9. Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.
10. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

Необходимо обратить внимание на следующее:

истребованные документы налогоплательщик обязан передать налоговым органам в виде надлежащим образом заверенных (в том числе и самим налогоплательщиком) копий документов;
при выемке документов налоговыми органами изымаются надлежащим образом заверенные (в том числе и самим налогоплательщиком) копии документов;
при изъятии документов налоговые органы изымают подлинники документов, оставляя при этом налогоплательщику копии, заве-ренные уполномоченным лицом налогового органа.

Однако, на практике налоговые органы часто принимают у налогоплательщиков подлинники истребованных документов, не оформляя данное действие должным образом.
Так вот, если вы передали в налоговый орган, а налоговый орган у вас принял подлинники документов, то в силу ст.94 НК РФ налоговый орган произвел ИЗЪЯТИЕ документов. А, следовательно, он должен произвести все действия, предусмотренные на этот случай в ст.94 НК РФ. Если налоговый орган эти действия не исполнил, то изъятые им документы не могут быть положены в основу доказательства вины налогоплательщика, т.к. получены с нарушением закона.
Ссылка налоговых органов на то, что налогоплательщик якобы добровольно передали налоговому органу подлинные документы, и поэтому не было произведено оформление этого действия в порядке ст.94 НК РФ беспочвенна, т.к. подлинные документы на-логовый орган может только ИЗЪЯТЬ в установленном законом порядке.

15. Некоторые налоговые инспекторы при проверке тетради (книги) учёта индивидуального предпринимателя требуют ежедневного выведения ассортиментного остатка товара (т.е. требуют, что-бы предприниматель ежедневно указывал в тетради остаток каждого в отдельности вида товара). Такие требования сотрудников ГНИ неправомерны.
В торговле ведётся непрерывный суммарный учёт товаров, а не количественный. Отчёт в торговле составляется с учётом стоимости товаров, реализация выражается в денежном выражении (выручка) (для этого, например, у предприятий и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККМ, существует кассовая книга или кассовый журнал) и остаток выводится в денежном выражении.
Для установления остатка в количественном выражении проводится инвентаризация (учет) товаров. В соответствии со ст.4 закона РФ "О бухгалтерском учете" индивидуальные предприниматели обязаны вести бухгалтерский учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. В то же время п.65 Инструкции ГНС "По применению закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" установлено:
"Физические лица, доходы которых подлежат налогообложению на основании деклараций о доходах и расходах, обязаны:
а) ежемесячно вести в течение календарного года учет полученных ими доходов и произведенных расходов, связанных с получением этих доходов.(в ред. Изменений и дополнений N 6, внесенных Приказом Госна-логслужбы РФ от 26.02.98 N АП-3-08/28)".
Таким образом, исходя из смысла вышеизложенного можно сделать вывод, что индивидуальные предприниматели должны проводить "инвентаризацию" (учет) товаров один раз в месяц.

16. В соответствии с положениями ст.6 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением" на налоговые органы возложена обязанность налагать штрафы на предприятия и физических лиц за нарушение этого закона.
Одной из самых распространённых ошибок при работе на кассовых аппаратах является выдача продавцом чека после того, как получены деньги и выдан товар. Рекомендуем выдавать чек покупателю (если, конечно, вы его пробиваете) до передачи товара или вместе с ним, т.к. невыдача чека влечёт штраф в размере 10 минимальных оплат труда.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. №14-П штраф за неприменение кассового аппарата, установленный абзацем 1 ст.7 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в размере 350-ти минимальных оплат труда признан не подлежащим применению. Поэтому в настоящее время к лицам, не выдавшим чек покупателю, применяются штрафные санкции в соответствии со ст.146-5 КоАП РСФСР в размере от 50 до 100 минимальных оплат труда (МОТ). Причем к ответственности может быть привлечен либо продавец, либо предприятие (индивидуальный предприниматель), за которым зарегистрирован кассовый аппарат.
На практике имеют место случаи, когда налоговые органы сознательно хитрят и, установив факт невыдачи чека продавцом, т.е. действие, за которое предусмотрена ответственность абзацем 5 статьи 7 Закона "О применении контрольно-кассовых машин ..." (штраф - 10 МОТ), применяют положение абзаца 1 ст.7 данного закона или ст.146-5 КоАП РСФСР (штраф от 50 до 100 МОТ). По этому поводу Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме от 30.09.1996 г. № 7 указал:
"... в случае установления факта нарушения вышеуказанного закона должна применяться та штрафная санкция, которая предусмотрена законом за этот состав правонарушения ...".
А это означает, что налоговая инспекция обязана доказывать, что был совершён именно тот вид нарушений, в отношении которого составлен акт. Сам по себе акт доказательством не является. Поэтому налоговая инспекция обязана использовать свидетельские показания, ваши объяснения и др. А как ранее было уже сказано, вы имеете право не давать объяснений. Так что делайте выводы сами.
И, наконец, штрафные санкции за нарушение закона РФ "О применении ККМ …" могут быть принудительно взысканы с физических лиц только по решению суда.
На практике налоговые органы зачастую пытаются взыскать штрафы с физических лиц без суда, посылая протоколы об административных правонарушениях непосредственно в службы судебных приставов-исполнителей, ссылаясь на полномочия, якобы предоставленные налоговым органам Кодексом об административных правонарушениях. Так вот, такие действия сотрудников ГНИ незаконны. Незаконны и действия судебных приставов-исполнителей, осуществляющих принудительное отчуждение имущества у физического лица в пользу государства в счет уплаты штрафа без наличия на то судебного решения.
Если гражданин получил повестку от судебного пристава-исполнителя с требованиями явиться к нему и уплатить штраф, взыскиваемый ГНИ на основании постановления, и при этом отсутствует соответствующее решение суда, то такие действия судебного пристава незаконны и могут быть обжалованы в арбитражном суде (госпошлина при этом не платится, т.к. в соответствии с ФЗ "О государственной пошлине" иски по обжалованию действий судебных приставов-исполнителей принимаются к рассмотрению судами беспошлинно).
Кроме того, полезно знать, что иногда сотрудники контролирующих органов провоцируют продавцов на несвоевременную выдачу чеков или неприменение ККМ. Мы, например, в своей практике встречались с тремя видами таких провокаций:

1. Лов на психологический "крючок"

Сотрудник контролирующего органа или "подсадная утка" играет роль разборчивого покупателя. В результате покупки предполагается обязательно наличие сдачи. При этом "покупатель" дает продавцу крупную купюру и просит дать товар в большом ассортименте. Примерно, так:
- Дай мне пачку Петра …э-э-э … еще две бутылочки пива "Волжанин" … так, еще … плитку шоколада … нет не эту, а за десять рублей … еще … да дай-ка мне пакет … так … и еще … "стиморол" … еще …
При этом продавец, чтобы не запутаться, начинает, не боясь, выкладывать товар на прилавок перед покупателем, ведь деньги уже получены. Потом продавец считает стоимость товара и рассчитывает сумму сдачи. А дальше срабатывает психологический расчет "покупателя". Продавец, как правило, в первую очередь отдаст сдачу покупателю, согласовав с ним правильность своих расчетов, при этом инстинктивно пытаясь избежать возможного конфликта в случае своей ошибки. А потом уж продавец потянется к кассовому аппарату. Да не тут-то было. Деньги уплачены, товар и сдача получены, а чека-то у "покупателя" нет. И перед глазами у продавца уже маячит красная "корочка" и слышится голос:
- Неприменение кассового аппарата!

2. Лов на жалость

Данный метод используется для провокации работников оптовых фирм, которые не ведут розничной продажи товара и, соответственно, не имеют ККМ.
Для осуществления требуется женщина пенсионного возраста, она выступает в роли "подсадной утки". Разыгрывается комбинация следующим образом.
В помещение оптовой фирмы заходит бабуля и просит продать ей, например, одну тетрадку. Продавец начинает объяснять, что товар продается только оптом. Но бабулька причитает и упрашивает продать ей тетрадку в одном экземпляре, т.к. ей надо по-дешевле, а пенсию она пол-года не получает, а единственный внук учится в школе и ему срочно нуж-на тетрадка. Продавец в конце концов убалтывается и продает бабусе желаемую тетрадку за наличные. Соответственно, накладные и приходные ордера не оформляются - сумма-то смешная. А факт розничной торговли без применения ККМ налицо. Рядом с бабулей вдруг откуда не возьмись возникают работники контролирующих органов, а "подсадная утка" тут же бодро начинает давать необходимые контролерам свидетельские показания. Существенный штраф гарантирован.

3. Групповой лов

При осуществлении данного метода провокации участвуют не менее двух представителей контролирующих органов. Товар покупается обязательно в большом ассортименте. Деньги даются продавцу под расчет, всегда предполагается отсутствие сдачи.
Один из контролеров или "подсадная утка" разыгрывает из себя торопыгу. Все ему надо быстро. Он передает продавцу крупную купюру и начинает быстро требовать:
- Так, мне два пива, две шоколадки, пару жвачек, "магну", …, по-быстрее, пожалуйста!
Продавец начинает быстро выкладывать необходимый товар на прилавок. А "покупатель" все время изображает, что очень торопится. Продавец особо не беспокоиться - ведь деньги-то уже получены, но на всякий случай следит, чтобы сумма проданного товара не превысила номинал полученной купюры. А покупатель его поторапливает, при этом забирая свою покупку.
- Ну что, в расчете? Давай, побыстрей, я тороплюсь.
- Да, ровно сотня.
В этот момент покупатель с товаром удаляется. Продавец пытается нажать на кнопку кассового аппарата. Ан нет. Возле него уже стоит некто в штатском, властным голосом вопрошая:
- А почему это вы не применили ККМ? Нарушаете?

17. С 1 января 1999 г. после введения в действие первой части НК РФ в отношение налогоплательщиков впервые на законодательном уровне был установлен принцип презумпции невиновности.
В настоящее время в соответствии с нормами п.6 ст. 108 НК РФ бремя доказывания наличия факта и обстоятельств правонарушения, а также вины налогоплательщика в его совершении возлагается на налоговые органы. Отказ налогоплательщика в доказывании своей невиновности не может влечь для него никаких негативных последствий.
Кроме того, п.3 ст.5 НК РФ устанавливает обратную силу действия Налогового Кодекса РФ, т.е. в отношении правонарушений, возникших до введения в действие НК РФ (до 01.01.1999 г.).
При таких обстоятельствах налоговые органы обязаны применять нормы НК РФ в том случае, если это выгодно (степень ответственности меньше) налогоплательщику, т.е. сумма штрафа меньше или обстоятельства совершения правонарушения не могут быть признаны таковыми с точки зрения НК РФ.
В иных случаях применяются положения законодательства, действующего на момент совершения правонарушения.

18. Следует знать, что НК РФ установлен порядок взыскания налоговых платежей и штрафов как с физических, так и с юридических лиц.
При этом с физических лиц недоимки по налогам и сборам, а также пени и налоговые санкции (штрафы) могут быть взысканы исключительно в судебном порядке (ст.ст.45, 48, 104 НК РФ), если физические лица не исполнили соответствующее постановление налогового органа в добровольном порядке.
А с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также пени могут быть взысканы в бесспорном порядке не позднее 10-ти дней с момента вынесения соответствующего постановления налогового органа и в случае, если юридическое лицо в данный период не подало в арбитражный суд иск о признании недействительным постановления налогового органа о выявленных недоимках по налоговым платежам и пени (ст.46 НК РФ).
Налоговые санкции (штрафы) могут быть взысканы с юридических лиц только в судебном порядке (ст.104 НК РФ), если юридическое лицо не исполнило в добровольном порядке соответствующее поста-новление налогового органа.

19. Статьей 115 НК РФ значительно уменьшен срок исковой давности для взыскания налоговых санкций с налогоплательщиков. Теперь налоговые органы обязаны обратиться в соответствующий Арбитражный суд с исковым заявления о взыскании штрафных санкций в течение 6-ти месяцев с момента актирования правона-рушения (в первой редакции НК РФ был установлен срок 3 месяца, но наши "любимые" депутаты почему-то посчитали его слиш-ком коротким и увеличили в 2 раза). Обратите внимание: не с мо-мента вынесения постановления о правонарушении, а с МОМЕНТА ВЫЯВЛЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯ., т.е. с момента составления акта.
Если налоговые органы пропустят срок, установленный ст.115 НК РФ, то налоговые органы теряют право взыскать штрафные санкции с налогоплательщика.
Однако, этот срок не относится к выявленным недоимкам по налогам и сборам, а также пени. Налоговые платежи и пени на-логовые органы могут взыскивать с налогоплательщика в течение 3-х лет с момента возникновения недоимок (ст.11 НК РФ)

20. Следует знать, что НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ могут привлечь лиц к административной ответственности на основании НК РФ, закона РФ "О налоговых органах РФ", КоАП РСФСР, закона РФ "О применении ККМ …", Указа Президента РФ от 23.05.1994 г. №1006.

НА ОСНОВАНИИ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ
(сокращенный вариант)

ст.116. Нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах.
п.1 менее 90 дней - штраф: 5000 руб.;
п.2 свыше 90 дней - штраф: 10000 руб.

ст.117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе.
п.1 менее 90 дней - штраф: в размере 10% от доходов, полученных в течение времени уклонения, но не менее 20000 руб.
п.2 свыше 90 дней - штраф: в размере 20% от доходов, полученных в течение времени уклонения.

ст.118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке. Штраф: 5000 руб.

ст.119. Непредставление налоговой декларации.
п.1 до 180 дней со дня, установленного для представления декларации, штраф: 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.;
п.2 свыше 180 дней - штраф: 30% суммы налога и 10% сум-мы налога за каждый полный и неполный месяц, начиная со 181-го дня.

ст.120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов налогооб-ложения.
п.1 если деяния совершены в течение одного налогового перио-да штраф: 5000 руб.;
п.2 если совершены в течение более одного налогового периода штраф: 15000 руб.
п.3 если деяния, предусмотренные п.1 настоящей статьи по-влекли занижение дохода штраф: 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее15000 руб.

ст.122. Неуплата или неполная уплата сумм налога.
п.1 штраф: 20% от неуплаченной суммы налога;
п.2 в связи с перемещением товара через таможенную границу РФ штраф: 20% от неуплаченной суммы налога;
п.3 за те же деяния, совершенные умышленно штраф: 40% от неуплаченной суммы налога.

ст.123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов. Штраф: 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению.

ст.124. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение. Штраф: 5000 руб.

ст.125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест. Штраф: 10000 руб.

ст.126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
п.1 штраф: 50 руб. за каждый непредставленный документ;
п.2 в случае уклонения ОРГАНИЗАЦИЙ от предоставления сведений либо предоставление документов с недостоверными сведениями штраф: 5000 руб.;
п.3 за те же деяния, указанные в п.2 настоящей статьи, совершенные ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, штраф: 500 руб.

ст.128. Ответственность свидетеля.
п.1 за неявку или уклонение от явки без уважительных причин штраф: 1000 руб.;
п.2 отказ от дачи показаний, а равно за дачу заведомо ложных показаний штраф: 3000 руб.

ст.129-1 Неправомерное несообщение сведений налоговому органу.
п.1 штраф: 1000 руб.;
п.2 за те же деяния, предусмотренные п.1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение календарного года штраф: 5000 руб.

НА ОСНОВАНИИ КОДЕКСА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

На основании ст.224-2 КоАП налоговым органам предоставлены полномочия привлекать физических лиц к ответственности только в соот-ветствии со ст.156-2 КоАП.

ст.156-2 Необеспечение маркировки марками установленных образ-цов при производстве подакцизных товаров. Штраф: 100 минимальных оплат труда.

ВНИМАНИЕ! Налагать административные взыскания на граждан в соответствии с иными статьями КоАП РСФСР налоговые органы не уполномочены.

НА ОСНОВАНИИ ЗАКОНА РФ "О НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РФ"

В соответствии с п.12 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах РФ" налоговые органы уполномочены привлекать лиц к ответственности в виде:
12. Налагать административные штрафы:

на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, винов-ных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии (неучте-нии) иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтер-ского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, - в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда на каждого виновного, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
на граждан, виновных в нарушении законодательства о предприни-мательской деятельности или занимающихся предприниматель-ской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запре-щение, а также на граждан, виновных в отсутствии учета доходов или в ведении его с нарушением установленного порядка, в непредставле-нии или несвоевременном представлении деклараций о доходах либо во включении в декларации искаженных данных, - в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда, а за те же действия, со-вершенные повторно в течение года после наложения административно-го взыскания, - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан, не выполняющих перечисленные в пунктах 3 - 6 настоящей статьи требования государственных налоговых инспекций и их должностных лиц, - в размере от двух с половиной до пяти минимальных размеров оплаты труда.

НА ОСНОВАНИИ ЗАКОНА РФ
"О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ"

Ст.7 Закона РФ "О применении ККМ …" установлена следующая ответственность для лиц:

за неприменение ККМ;
за использование неисправной ККМ;
за осуществление торговых операций после приостановления деятельности лица;
за то, что лицо, осуществляющее торговлю, не вывесило ценник на продаваемый товар;
за невыдачу чека покупателю.

За первые 4 вида правонарушения ставки штрафов, установленные Законом РФ "О применении ККМ…" не подлежат применению на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 12. мая 1998 г. №14-П и Определения Конституционного Суда РФ от 01 апреля 1999 г. №29-О.
В настоящее время за данные виды правонарушений должен применяться размер штрафов, установленный ст.146-5 КоАП, т.е. от 50 до 100 минимальных оплат труда.
За невыдачу чека установлен штраф: 10 МОТ.
ВНИМАНИЕ! Штрафы могут налагаться как на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за которыми зарегистрирован ККМ, так и на продавцов. Имеется в виду, что при наложении штрафа вначале должен быть определен круг виновных лиц и степень вины каждого из этих лиц.

НА ОСНОВАНИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 23.05.1994 Г.
"Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей"

В соответствии с п.9 Указа к ответственности могут быть привлечены юридические лица и индивидуальные предприниматели:

за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм - штраф: в 2-х кратном размере суммы произведенного платежа (штраф налагается на лиц, осуществивших платеж, т.е. на покупателей);
за неоприходование (неполное оприходование) в кассу наличности - штраф: в 3-х кратном размере неоприходованной суммы;
за несоблюдение действующих правил хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов - штраф: в 3-х кратном размере выявленной сверх-лимитной кассовой наличности.

На руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные правонарушения, налагается административный штраф в размере 50 МОТ.

21. Особое внимание по многочисленным просьбам читателей хотим обратить на взыскание штрафных санкций на основании Указа Президента РФ от 23.05.1994 г. № 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", которым установлена финансовая ответственность юридических лиц за превышения лимита кассы и превышения предельных сумм при расчетах наличными денежными средствами с иными юридическими лицами.
Самим Указом Президента РФ № 1006 не установлен порядок привлечения лиц к финансовой ответственности, что указано в определении Конституционного суда РФ от 01.10.1997 г. № 90-О.
В настоящее время действует письмо ГНС от 13.08.1994 г. №ВГ-4-13-94/н, зарегистрированное в Минюсте от 08.09.1994 г. №682, в п.9.4 которого указано, что государственная налоговая служба обязана привлекать к финансовой ответственности за нарушение порядка работы с наличностью лиц в административном порядке (ред. КоАП РСФСР - для физических лиц) и в порядке, установленном НАЛОГОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ (ред. для юридических лиц).
Мы считаем, что в настоящее время с юридических лиц штрафные санкции на основании Указа Президента РФ № 1006 должны взыскиваться в порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ (ст.10: ст.ст. 82 - 115) для взыскания налоговых санкций (штрафов) с учетом норм, установленных п.3 ст.5 НК РФ.
Данный порядок должен применяться, например, как в настоящее время для физических лиц применяется порядок взыскания штрафных санкций, установленный Кодексом об административных правонарушениях, в случае отсутствия в нормативных правовых актах порядка взыскания штрафов с физических лиц. Ведь порядок взыскания штрафных санкций с юридических лиц, установленный Налоговым Кодексом РФ, фактически в настоящее время является единственным законно установленным порядком взыскания штрафных санкций с ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ в Российской Федерации.
Однако налоговые органы считают по иному. Так, нами получено письмо из Министерства РФ по налогам и сборам, в котором утверждается, что взыскание штрафных санкций на основании Указа Президента РФ от 24.05.94 г. №1006 нельзя осуществлять в порядке НК РФ, т.к. в самом Налоговом Кодексе РФ об этом нет прямых указаний. При этом налоговики указывают, что вообще не существует административного порядка взыскания такого рода штрафов.
Однако, Конституционный Суд РФ в Постановлении от №14-П установил, что если деяния являются административными правонарушениями, по смыслу статьи 118 (часть 2) Конституции Российской Федерации, то должно применяться процессуальное законодательство, относящееся к рассмотрению дел, возникающих из административных отношений. При этом подлежит доказыванию как сам факт совершения соответствующего правонарушения, так и степень вины правонарушителя. Арбитражные суды зачастую игнорируют данный принцип. В связи с этим возникает правомерный вопрос: насколько законны уже принятые решения арбитражных судов по взысканию штрафов, возникших из административных отношений, в отсутствие порядка взыскания таких штрафов?
Кроме того, на наш взгляд, 2-х кратные и 3-х кратные по отношению к выявленным суммам размеры ставок штрафов не соразмерны с установленными Указом видами правонарушений. Например, за неуплату налогов, т.е., на наш взгляд, более тяжкое нарушение, штрафы значительно меньше. Вызывает сомнение и правомерность введения каких-либо штрафных санкций Указами Президента РФ. Каким образом это согласуется со ст.55 Конституции РФ? А то, что коммерческие организации - банки Указом Президента РФ наделяется фактически контрольными функциями государственного органа - это, по меньшей мере, вызывает удивление, не говоря уж о правовой стороне. Однако, это предметы исследования Конституционного Суда РФ. К сожалению, граждане и юридические лица (кроме некоторых органов власти) в соответствии с Конституционным Законом "О Конституционном Суде РФ" лишены полномочий напрямую обращаться в Конституционный Суд РФ на предмет обжалования Указов Президента РФ.
В настоящее время правомерность вышеизложенных суждений по данному вопросу исследуется в надзорном порядке в Высшем Арбитражном Суде РФ и в Аналитическом центре по правовой политике Президента РФ.

22. После введения в действие НК РФ наконец-то у налого-плательщиков появились некоторые ПРАВА регламентируемые ст.21 НК РФ.

Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплачен-ных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налога;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13) требовать соблюдения налоговой тайны;
14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

23. Исключительными полномочиями привлекать лиц к адми-нистративной и налоговой ответственности за совершение налого-вого правонарушения обладают органы Государственной налоговой службы РФ. И никакие иные. Данный вывод подтверждается как ст.224-2 КоАП РСФСР, так и п.23 совместного Постановления Пле-нума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.1999 г. № 41/9:
"При рассмотрении дел по спорам, связанным с применением норм Кодекса (Налогового Кодекса РФ - ред.), судам необходимо исходить из того, что в силу его статей 9, 10, 36 органы налоговой полиции не наделены полномочиями по осуществлению предусмотренных Кодексом процедур налогового контроля и взысканию соответствующих налоговых санкций. Вместе с тем, если органы налоговой полиции при осуществлении своих полномочий, перечисленных в пункте 2 ст.36 Кодекса, выявят обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных к компетенции налоговых органов, они в соответствии с пунктом 3 статьи 36 Кодекса обязаны в трехдневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия решения".

 
 
 

Введение

К Вам подошли с проверкой

Проверка органами милиции

Проверка налоговой инспекцией

Проверка налоговой полицией

Проверка Госторгинспекцией

Проверка органами местного самоуправления

Проверка Обществом защиты прав потребителей

Проверка органами Санэпидемнадзора

Проверка органами Госстандарта

Вас неправомерно оштрафовали, что делать?

У вас изъяли товар, что делать?

Вас вызывают к следователю, как себя вести?

Сколько надо платить в пенсионный фонд?

Единый налог - благо или...?

Примеры исковых заявлений