Сколько надо платить в пенсионный фонд?

В последнее время индивидуальные предприниматели все чаще стали задавать вопрос о том, сколько же надо в действительности платить в Пенсионный фонд по страховым взносам. В особенности, каковы были реальные ставки в 1997, 1998 годах? И насколько сегодняшние ставки соответствуют нормам Конститции РФ и действующего законодательства?
В 1997 году законодатель увеличил ставку страхового взноса в ПФ РФ с 5% от дохода индивидуального предпринимателя до 28%. Данное обстоятельство породило волну возмущения большинства физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В результате обращения в Конституционный Суд РФ ряда инициативных граждан по вопросу соответствия конституционным нормам ставки отчислений в ПФ, равной 28% от дохода и действо-вавшей в 1997 и 1998 годах, было принято Постановление от …. № 7-П, в котором данная ставка признанна завышенной и не подле-жащей применению. Кроме того Конституционный Суд обязал законодателей пересмотреть эту ставку в соответствии с требованиями Конституции РФ.
И, действительно, законодатель пересмотрел ставку отчислений в Пенсионный Фонд РФ для индивидуальных предпринимателей и снизил ее до 20.6% от дохода.
Однако, на взгляд огромного количества предпринимателей, не учел всех требований, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ.
В результате в средствах массовой информации появился ряд статей, призывающих индивидуальных предпринимателей активно отстаивать свои права и обращаться в Конституционный Суд РФ. Так, в частности, в газете "Известия" в мае 1999г. в публикации под названием "Все в конституционный суд" был приведен образец жалобы, которую может подать любой самозанятый гражданин РФ. Полагаем, что данная попытка журналистов весьма удачна, и, в связи с этим, спешим привести полный текст данного документа.
Газета "ИЗВЕСТИЯ", май 1999 г. Текст изложен с изменениями и дополнениями.

Конституционный суд Российской Федерации
103132, г. Москва, ул. Ильинка, д.21

Заявитель жалобы: (Фамилия, имя, отчество, адвокат, нотариус, инди-видуальный предприниматель и т.д., зарегистрированное место жительст-ва).
Орган, издавший акт подлежащий проверке: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, 103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, д.1.
Закон, подлежащий проверке: Федеральный Закон от 18 декабря 1998г. "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999год" принят Государственной Думы 18.декабря 98г. одобрен Советом Федерации 24 декабря 98г., подписан Президентом Российской Федерации 04 января 1999г., опубликован 06 января 1999года.

ЖАЛОБА

О нарушении конституционных прав гражданина Российской Федерации ( Ф.И.О.).
В соответствии со статьями 2,15,17,18,33,45,46,125 Конституции Российской Федерации и статьями 86,96,97 Федерального Конституцион-ного Закона "О Конституционном суде Российской Федерации" прошу принять к рассмотрению жалобу на нарушение моих конституционных прав пунктом б) статьи 1 и статьей 4 Федерального Закона от 18 декабря 1998 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 года".
Данная жалоба является допустимой, так как оспариваемый закон подлежит безусловному применению в отношении всех категорий граж-дан, уплачивающих страховые взносы.
18 декабря 1998 года Государственной Думой Федерального Собрания РФ был принят Федеральный закон от 18 декабря 1998 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" Закон одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ 24 декабря 1998 года, подписан Президентом РФ 4 января 1999 г. и опубликован 6 января 1999 года в "Российской газете".
Признается необходимость выполнения конституционной обязанности по уплатите установленных законом налогов и сборов, считаю, что обжалуемый Федеральный Закон является фискально-дискриминационным, нарушает мои конституционные права и не соответствует статьям 2,6,7,8, 15,17,18,19, 35,37,39,54,56,57 Конституции Российской Федерации.
1. Установив в обжалуемом Федеральном законе для индивидуальных предпринимателей, частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, родовых, семейных общин коренных малочислен-ных народов Севера, крестьянских (фермерских) хозяйств, именуемых далее в тексте настоящей жалобы "самозанятые граждане", на 1999 год тариф страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ в размере 20,6 % заработка дохода и увеличив его в четыре раза по сравнению с ранее действовавшим тарифам законодатель нарушил принцип равенства граждан перед законом и принцип соразмерности ограничения прав и свобод граждан конституционно значимым интересам и целям, установленным в Конституции РФ.
Равное право на трудовую пенсию для разных категорий плательщиков страховых взносов нарушается существенно несоразмерными отчислениями на ее финансирование: при прочих равных условиях и примерно одинаково в будущем трудовых пенсиях самозанятые граждане обязаны уплачивать в Пенсионный Фонд Российской Федерации значительно большую часть своего дохода, чем платят наемные работники.
С учетом изложенного оспариваемый тариф страховых взносов приводит к такому изъятию доходов, что оно становится не столько финансированием трудовых пенсий, сколько необоснованным лишением части законно заработанного.
Изложенное соответствует Постановлению Конституционного суда РФ от 24 февраля 1998г. по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 05 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год".
2. В качестве налогоплательщика я уплачиваю подоходный налог с физического лица в размере 35 процентов от моей деятельности. Обжа-луемый Федеральный закон обязывает меня уплачивать 20,6 процента дохода в Пенсионный фонд Российской Федерации и 3,6 процента от доходов в фонд обязательного медицинского страхования.
Таким образом, совокупное налогообложение в отношении меня составляет 59,2 процента. Очевидно, что подобный размер налогового бремени является несоразмерным, во много раз превышает размер соот-ветствующих налогов, уплачиваемых гражданами иных профессий, в том числе гражданами, работающими по найму. В силу изложенного обжалуемый Федеральный закон является дискриминационным по профессиональному признаку.
3. Обжалуемый Федеральный закон в статье 4 возложил на самозанятых граждан обязанность по уплате 3,6 процента доходов в фонд обязательного медицинского страхования. Данная норма нарушает Конституцию РФ и Гражданский кодекс РФ. В соответствии с частью 2 статьи 935 Гражданского кодекса РФ обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. в соответствии с частью 2 статьи 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
4. Содержание обжалуемого Федерального закона противоречит общей тенденции изменении фискальной политике Российского государства, снижение налогового бремени и нарушает Налоговый кодекс Рос-сийской Федерации. В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса РФ, конституирующей основные начала законодательства о налогах и сборах, базисными являются следующие принципы налогового законодательства:
- законодательство о налогах и сборах основывается на признании все-общности и равенства налогообложения;
- налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и раз-лично применяются исходя из политических, идеологических, этниче-ских, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками;
- не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности;
- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законо-дательства о налогах и сборах толкуется в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
5. Более того, законодателем был принят Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, осуществляемых субъектами малого предпринимательства", в котором были введены средние ставки отчислений во внебюджетные фонды.
Данные ставки были рассчитаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и удовлетворяют необходимым требованиям и прогнозируемым ожидаемым результатам.
В соответствии с п.1 ст.5 ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, осуществляемых субъектами малого предпринимательства" ставка единого налога на вмененный доход составляет 20%. Таким образом, законодатель считает целесообразным, что совокупность отчислений в бюджет и внебюджетные фонды должна составлять 20% в год от получаемого субъектом предпринимательской деятельности дохода.
В то же время, пунктом 2 ст.7 данного закона установлено, что из суммы единого налога запланированы отчисления во внебюджетные фонды в размере 25% от суммы единого налога. А отчисления в Пенсионный Фонд Российской Федерации установлены отчисления в размере 18.350% от суммы отчислений во внебюджетные фонды.
Таким образом, законодатель установил целесообразными размер отчисления в Пенсионный Фонд Российской Федерации в размере 0.9175% от суммы дохода, исходя из:
- сумма годового дохода - 100% (1.0).
- сумма единого налога - 20% (0.2) от суммы годового дохода;
- сумма отчислений во внебюджетные фонды - 25% (0.25) от суммы еди-ного налога, или 0.2 х 0.25 = 0.05, т.е. 5% от суммы годового дохода;
- сумма отчислений в ПФ РФ - 18.350% (0.18350) из 25%(0.25), т.е. 18.35/25= 0.734 (73.4% от всей суммы отчислений во внебюджетные фон-ды), т.е. 5% х 0.734 = 3.67% от суммы годового дохода.
Следовательно, можно сделать вывод о несоразмерности установленной ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999год" ставки отчислений в Пенсионный Фонд РФ в размере 20.6% от дохода для самозанятых граждан, не перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, ставке отчислений в ПФ РФ, установленной ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, осуществляемых субъектами малого предпринимательства", в размере 3.67%.
С учетом изложенного в соответствии с пунктом 6 статьи 125 Конституции РФ, пунктом 2 части первой статьи 100 Федерального кон-ституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" прошу Конституционный Суд Российской Федерации признать пункт б) статьи 1 и статью 4 Федерального закона от 18 декабря 1998 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд медицинского страхования на 1999 год" не соответствующими Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью третьей статьи 42 Федерального конституционного закона "О Конституционном суде Российской Федерации" в связи с очевидным массовым нарушением обжалуемым Федеральным законом прав граждан РФ (высшей конституционной ценности) прошу Конституционный Суд РФ обратиться к Государственной Думе, Совету Федерации, Президенту РФ, Правительству РФ и Пенсионному фонду РФ с предложением о приостановлении действия пункта б) статьи 1 и статьи 4 Федерального закона от 18 декабря 1998 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" до завершения рассмотрения настоящей жалобы в Конституционном Суде РФ.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. Текст Федерального закона.
2. Квитанция об оплате госпошлины. Получатель: ИНН 7705026272 Отделение Федерального Казначейства по ЦАО г.Москвы. Расчетный счет 40102810400000990010 Отделения №1 ГУ ЦБ РФ по г.Москве. БИК 044583001. Назначение платежа: госпошлина перечисляется в федеральный бюджет. Код 10701.

Все документы (и их копии) направляются в Конституционный Суд РФ в 3-х экземплярах.

Кроме того, следует иметь в виду, что в марте 1999 г. был принят еще один закон РФ такого же сомнительного характера - это ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год".
Данный закон принят Госдумой 10.03.99 г., одобрен Советом Федерации 17.03.99 г., подписан Президентом РФ 30.03.99 г. №59-ФЗ. В данном нормативном акте налогоплательщикам вменяется в обязанность заплатить "задним числом" (за 1997 и 1998 годы) страховые взносы в ПФ РФ в размере 20.6% от дохода.
На наш взгляд, данный закон мог бы также явиться предметом исследования в Конституционном Суде РФ.

 
 
 

Введение

К Вам подошли с проверкой

Проверка органами милиции

Проверка налоговой инспекцией

Проверка налоговой полицией

Проверка Госторгинспекцией

Проверка органами местного самоуправления

Проверка Обществом защиты прав потребителей

Проверка органами Санэпидемнадзора

Проверка органами Госстандарта

Вас неправомерно оштрафовали, что делать?

У вас изъяли товар, что делать?

Вас вызывают к следователю, как себя вести?

Сколько надо платить в пенсионный фонд?

Единый налог - благо или...?

Примеры исковых заявлений