В том, что после Олимпиады и украинских событий начнется «закручивание гаек», мало кто сомневался еще месяц назад. Теперь же, на волне военно-патриотического восторга гаечный ключ просто обязан был заработать.
Прелюдией стала встреча президента с членами Совета Федерации, где из уст сенатора Андрея Клишаса прозвучали духоподъемные призывы: дать Минюсту самостоятельно решать, какие НКО включать в реестр иностранных агентов, обязать россиян уведомлять ФМС о наличии иностранного гражданства, и наказывать граждан, неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение правил проведения митингов, уже по уголовным статьям.
Все это было поддержано президентом – мол, «мы должны проанализировать опыт «оранжевых революций», защитить граждан от националистов, от ультрас». Правда, с демократическими оговорками. Мол, «ответственность не должна быть чрезмерной», «прошу вас на этой волне не напринимать законов, которые бы существенно ограничили гражданские права и свободы»…
Законодательные инициативы, - вовсе не в духе этих оговорок, не заставили себя ждать.
Сначала депутат Госдумы, «жириновец» Андрей Луговой предложил ввести уголовную ответственность за сокрытие двойного гражданства (со штрафом до 200 тысяч рублей). А затем «единоросс» Александр Сидякин (инициатор закона об «иностранных агентах») вместе с однопартийцем Андреем Красовым и эсером Игорем Зотовым внесли проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Направленный, как уверяют авторы, на «совершенствование мер по защите прав и свобод граждан от действий, вызванных несанкционированными собраниями, митингами, демонстрациями, шествиями или пикетированиями».
Главный аргумент авторов проекта – «непринятие своевременных эффективных профилактических мер приводит к повторности совершения правонарушений».
По их данным, из тридцати шести человек, которые были задержаны 6 февраля 2014 года на Манежной площади на «несогласованном пикетировании» (акция в поддержку «узников Болотной»), двадцать один ранее привлекался по статье 20.2 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) -- нарушение порядка проведения митингов.
В свою очередь, из 681 задержанного 24 февраля 2014 года на Манежной площади и у здания Замоскворецкого суда (в день оглашения приговора «узникам Болотной»), оштрафовали 49 человек, из которых трое ранее были наказаны по этой же статье более трех раз, а 11 человек — наказали повторно.
Дабы пресечь на корню подобное, Сидякин со товарищи предлагает ввести в УК РФ статью 212-1 «Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».
Под «неоднократным нарушением» предлагается понимать «деяние лица, ранее привлекавшегося к административной ответственности более двух раз за аналогичное деяние в течение 180 дней». И если такая предыстория имела место – за третье нарушение последует либо штраф в размере от 600 тысяч до миллиона рублей, либо обязательные работы до 480 часов, либо исправительные работы от года до двух лет, либо принудительные работы до пяти лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет.
Этим, однако, репрессивное усердие авторов не ограничивается: они ужесточают и те наказания за нарушение правил проведения митингов и собраний, которые остаются административными (то есть не подпадают под «уголовку»).
Сейчас за нарушение этих правил, если не причинен вред имуществу или здоровью человека, участники публичных акций могут получить штраф от 10 до 20 тысяч рублей, или обязательные работы на срок до 40 часов.
Сидякин и его соавторы предлагают, чтобы повторное нарушение правил в течение года (по истечении года лицо считается уже «не привлекавшимся». - Б.В.) каралось штрафом от 150 до 300 тысяч, или обязательными работами от 40 до 200 часов, или арестом до 30 суток. Что автоматически означает: «повторников», задержанных по этой статье, можно будет держать в полиции двое суток, а не три часа, как сейчас.
Далее, усиливается ответственность организаторов несанкционированных публичных акций, если они создали «помехи функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов или транспортных средств, либо доступу граждан к жилым помещениям», или «превысили предельную заполняемость территории»: кроме штрафа или обязательных работ до 100 часов, они могут получить арест до 15 суток. Участники подобных акций тоже могут попасть под такой же арест. С аналогичным правом полиции не отпускать их двое суток после задержания.
Наконец, организаторов публичных акций обяжут не допускать на них «граждан с оружием, предметами или веществами, которые способны создавать угрозу для жизни, здоровья, безопасности, имущества», а участникам акций запретят брать с собой детей до 14 лет.
Мнение юристов по поводу указанной инициативы однозначно: нарушается принцип разделения административных и уголовных наказаний.
«Повторное совершение административного нарушения может быть только отягчающим обстоятельством, но не основанием для криминализации, - говорит депутат питерского ЗАКСа, профессор Александр Кобринский. - Если кто-то в течение года двадцать раз был наказан за нецензурщину в общественном месте, его можно каждый раз сажать на 15 суток, но не в тюрьму». Также, по сути, вводится принцип двух наказаний за одно нарушение.
Но кто же в эпоху репрессионизма обращает внимание на юридические доводы?