31 октября 2025
Новая газета

Прогресс и «подрывная деятельность». Cтатья Николая Рыбакова о гуманистическом прогрессе и стремлении «Яблока» продолжить дело Сахарова

Полвека назад, 9 октября 1975 года, академику Андрею Сахарову была присуждена Нобелевская премия мира. Речь Сахарова начинается словами «Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими».
 

 на фото: Николай Рыбаков и Григорий Явлинский на выставке к 100-летию Андрея Сахарова в офисе партии «Яблоко» в Москве в 2021 году/ пресс-служба партии

Спустя полвека стало уже очевидно, что формальный прогресс может быть без мира и прав человека. Но это будет технический и технологический прогресс, не работающий во благо человека, не делающий его свободным и счастливым.

Гуманистический прогресс — такой, в котором главной, абсолютной ценностью становится человек и критериями прогресса выступают показатели благополучия человека, — может быть достигнут исключительно в условиях мирного развития и соблюдения прав и свобод человека.

Такое гуманистическое направление развития партия «Яблоко» отстаивает в российской политике уже более тридцати лет. Мы стремимся в реальных российских условиях продолжить то дело, которое начал Сахаров.

И именно с этим направлением в политике сейчас борется власть в нашей стране, несправедливо обвиняя Сахарова в «подрывной деятельности» в СССР, — либо не понимая, либо осознанно обманывая людей об истинных целях Сахарова — сделать так, чтобы люди свободно и счастливо жили в своей стране.

50 лет назад Андрей Сахаров говорил о том, что сейчас не только не менее, а может быть, и более актуально, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания.

Что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав.

И что только в атмосфере интеллектуальной свободы возможна эффективная система образования и творческой преемственности поколений.

«Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем Разума», — говорил в своей речи Сахаров, предупреждая об опасностях, нависших над миром: «термоядерной гибели, голода, отравления среды, истощения ресурсов, перенаселения, дегуманизации». Он говорил, что современные технологии можно использовать как во благо, так и во вред: они должны служить людям, но могут превратиться в орудие уничтожения человечества.

Полвека назад академик Сахаров, говоря о создании единых общемировых систем связи, систем сбора и хранения информации, предупреждал: «В руках безответственных бюрократических, действующих под покровом секретности учреждений все эти исследования могут оказаться необыкновенно опасными, но в то же время они могут стать крайне важными и необходимыми для человечества, если их осуществлять под контролем гласности, обсуждения, научного социального анализа».

Сегодня мы видим, насколько пророческими оказались его слова, когда информационные технологии, социальные сети, искусственный интеллект могут, не будучи ограничены знаниями и навыками противостояния манипуляциям, превращаться в мощнейшее средство управления массовым сознанием.

И когда они служат не людям, а корпорациям — не важно, частные это корпорации или государство, — то становятся опасными, потому что развиваются без основы на фундаменте прав человека.

Это именно то, о чем говорил Сахаров: целей прогресса пытаются достичь, пренебрегая другими, и в первую очередь — правами человека, приоритетом его интересов.

Технологические модернизации (такие как в России полтора десятка лет назад во время правления Дмитрия Медведева) не учитывали человека и его права — и поэтому не привели к миру и прогрессу. А сегодня пренебрежение правами человека может дойти до вмешательства ИИ в ядерное оружие.

У искусственного интеллекта есть много достоинств. Но без учета прав человека он оказывается начисто лишенным того, что у людей называется совестью и эмпатией.

А без них мы получаем то, о чем писал Зигмунд Бауман в «Актуальности Холокоста»: когда с помощью рационального мышления и объективности отбрасывались эмпатия и моральные соображения.

Когда ученые, технологи, чиновники применяли свои навыки и знания для реализации бесчеловечных задач и моральными дилеммами не терзались. Важно было одно: наиболее эффективно реализовать поставленную задачу.

И когда современная наука и технология предоставили инструменты для массового уничтожения, а современная рациональность — его идеологическое оправдание: эффективность и технологичность процесса стали самоцелью, оттеснив на второй план этические соображения.

Будучи одним из создателей самого смертоносного оружия на свете, академик Сахаров понимал его опасность, делал все возможное для его нераспространения и создания гарантий безопасности, призывал к разоружению и контролю над ним.

Сахаров последовательно выступал против тоталитаризма и злоупотребления властью и защищал политических заключенных. В своей нобелевской речи он заявил: «Все узники совести, ВСЕ политзаключенные моей страны разделяют со мной честь Нобелевской премии мира». И назвал десятки имен, среди которых Владимир Буковский, Кронид Любарский, Анатолий Марченко, Игорь Огурцов, Вячеслав Черновол, Эдуард Кузнецов, Мустафа Джемилев, Сергей Ковалев и многие, многие другие, в том числе, сегодня практически забытые.

«Кардинальное решение проблемы преследования за убеждения — освобождение на основе международного соглашения, возможно, решения Генеральной ассамблеи ООН всех политзаключенных, всех узников совести в тюрьмах, лагерях и психиатрических больницах, — говорил Сахаров. — В этом предложении нет никакого вмешательства во внутренние дела какой-либо страны, ведь оно в равной мере распространяется на все страны, и потому, что защита прав человека провозглашена Всеобщей декларацией ООН международным, а не внутренним делом».

Сегодня, когда в России число политических заключенных перевалило за тысячу, когда людей, как и в советские времена, за высказывание их убеждений преследуют в судебном и внесудебном порядке (о чем говорил Сахаров), его предложение является не менее актуальным.

«Мы должны бороться за каждого человека в отдельности, против каждого случая несправедливости, нарушения прав человека — от этого зависит слишком многое в нашем будущем, — говорил в своей нобелевской речи Андрей Сахаров. — Нужны реформы, а не революции. Нужно гибкое плюралистическое и терпимое общество, воплощающее в себе дух поиска, обсуждения и свободного, недогматического использования достижений всех социальных систем».

Наследие Сахарова бесценно, и оценено сегодня далеко не в полной мере. При этом сам Андрей Дмитриевич являлся частью (важной и, может быть, важнейшей частью) европейской гуманистической мысли, воплотившейся на десятилетия в практике европейской политики после ужасов Второй мировой войны. 

Идеи Сахарова — это продолжение русской гуманистической традиции, связанной с именами Льва Толстого и Георгия Федотова, Владимира Вернадского и Дмитрия Лихачева, Григория Померанца и Михаила Гефтера.


Стремясь сделать российскую политику и российское государство гуманистическим по содержанию, «Яблоко» последовательно призывает к миру, настаивает на достижении соглашения о прекращении огня в Украине, отстаивает право граждан России на свободу выражения своих мнений и убеждений, защищает политических заключенных, настаивает на отмене репрессивных законов, которые попирают права человека, на переориентации государственной политики к развитию образования и здравоохранения, к свободе культуры и науки.

Путь к этому очень труден. Но иной дороги нет.

Мир, прогресс, права человека должны стать фундаментом нашей политики и нашей жизни.

Автор

Рыбаков Николай Игоревич

Председатель партии, член Федерального политического комитета, член Бюро партии. Руководитель Единого избирательного штаба партии

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Гражданские права и свободы


Все статьи по теме: Гражданские права и свободы