26 октября 2018
Пресс-релиз

«Муниципальный фильтр» уже шесть лет способствует абсолютной криминализации правоприменительной практики на выборах в России

На 25-й сессии Псковского областного Собрания депутатов Лев Шлосберг (фракция «Яблоко») предложил коллегам внести на рассмотрение в Государственную Думу и Совет Федерации законопроект о существенном изменении системы прохождения «муниципального фильтра» кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта РФ.

По словам Шлосберга, суть инициативы заключается в предоставлении партиям, представленным в Госдуме и региональных парламентах, выдвигать кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ без сбора подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований.

«Таким образом, во всех субъектах РФ без исключения в случае принятия этого закона Государственной Думой появится возможность парламентским партиям и федерального и регионального уровней выдвигать кандидатов в губернаторы без сбора подписей на листах поддержки», – отметил парламентарий.

Шлосберг напомнил собравшимся, что муниципальный фильтр в российском законодательстве появился в 2012 году, когда под влиянием общественных протестов были возвращены де-юре прямые выборы высших должностных лиц субъектов: «Но по существу появился заградительный барьер, который позволяет с помощью административного ресурса, внеправовых инструментов воздействия осуществлять тотальное регулирование допуска кандидатов на выборы высшего должностного лица российского региона».

Парламентарий сказал, что в начале сентября обратился к председателю ЦИК России Элле Памфиловой с предложением рассмотреть возможность и необходимость изменения системы «муниципального фильтра».

По мнению Шлосберга, данная норма в законодательстве уже шесть лет способствует абсолютной криминализации правоприменительной практики на выборах в субъектах РФ: «Каждая избирательная кампания по выборам главы любого региона России порождает сотни лиц, которые при желании могут быть обвинены в совершении уголовных преступлений: насилие при агитации за поддержку тех или иных кандидатов; обязание оставить подпись в том или ином листе поддержки; участие глав муниципалитетов в применении административного ресурса; вовлечение организаторов выборов (в том числе членов избирательных комиссией) и руководителей всех форм собственности фактически в противоправную деятельность».

Шлосберг отметил, что многие депутаты представительных органов местного самоуправления прошлого созыва отказались участвовать в очередных выборах, чтобы еще раз не оказываться в ситуации «муниципального фильтра».

Далее парламентарий зачитал выдержку из ответного письма ЦИК за подписью секретаря Центризбиркома Майи Гришиной. Из текста письма следует, что после проведения избирательных кампаний 9 сентября 2018 года, в рамках работы по мониторингу практики применения федерального законодательства ЦИК России проведёт очередной анализ поступивших предложений по корректировке института «муниципального фильтра».

Шлосберг отметил, что упомянутое Гришиной совещание состоялось 23 октября, вела совещание Элла Памфилова. Депутат обратил внимание, что из 20 выступивших 18 человек заявили «о необходимости существенной модернизации системы муниципального фильтра».

Кроме того, в ответе Льву Шлосбергу секретарь ЦИК напомнила, что в соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции РФ Псковское областное Собрание обладает правом внесения законодательной инициативы в Государственную Думу ФС РФ, после чего депутат вторично внёс законопроект в Собрание (предшествующее рассмотрение состоялось 28 сентября 2017 года, проект постановления был отклонён).

По мнению депутата, вопрос о необходимости изменения этой системы является сегодня предметом консенсуса и у членов ЦИК России, и у абсолютно числа избирательных объединений, потому что никому больше не хочется ставить сотни и тысячи людей под «дамоклов меч»: «Все понимают, что искусственное ограничение конкурентности выборов приводит к непредсказуемым политическим результатам не только на выборах, но и в общественной жизни региона в целом».

Шлосберг обратился к депутатам с предложением принять «абсолютно вызревшее и своевременное решение» с выступлением данной законодательной инициативы: «Мы не можем сейчас сказать, к какому согласию придут фракции в Государственной Думе. Но предложенная нам сегодня инициатива приведет к созданию реальной конкуренцию на выборах глав субъектов РФ. Сегодня это было бы существенным шагом вперед для российского законодательства».

Парламентарий добавил, что имеющийся опыт двух избирательных кампаний по выборам губернатора Псковской области с использованием «муниципального фильтра» (2014 и 2018 годы) даёт все основания для того, чтобы выдвинуть законодательную инициативу и принять непосредственное участие в дискуссии на уровне федерального парламента: «Я не исключаю, что именно такая модель модернизации системы «муниципального фильтра» будет принята в Государственной Думе по согласованию со всеми политическими партиями. Во всяком случае, значительная часть участников дискуссии склоняется именно к такой модели».

В заключение Шлосберг отметил, что с учетом совещания в ЦИК России  и неизбежных последствий этого совещания в виде законодательных инициатив Псковскому областному Собранию депутатов будет своевременно и правильно во всех смыслах, в том числе и этическом, выдвинуть данную законодательную инициативу: «Возможно, она будет принята, и мы станем людьми, которые имели отношение к решению существенной законодательной и политической проблемы».

Депутаты Псковского областного Собрания не задали Льву Шлосбергу ни одного вопроса, никто также не взял слово для выступления.

Законодательная инициатива Шлосберга большинством голосов была отклонена. За предложенный законопроект проголосовали 12 парламентариев, против – 22, воздержался – 1, остальные не голосовали.

Автор

Шлосберг Лев Маркович

Заместитель председателя партии, член Федерального политического комитета и Бюро, заместитель председателя Псковского регионального отделения