Приморский краевой суд во Владивостоке завершил 12 ноября рассмотрение дела о «реабилитации нацизма» в отношении Марины Железняковой – заместителя председателя регионального отделения партии. Присяжные признали её виновной в особо опасном деянии – размещении поста с личным мнением и историческими фактами в Telegram в 2021 году. Суд за это назначил Железняковой штраф в размере двух миллионов рублей с рассрочкой на 40 месяцев. «Яблоко» категорически не согласно с решением суда, а обвинение Железняковой в «реабилитации нацизма» абсурдно и раздуто из исторических фактов, которые ещё недавно можно было найти в школьных учебниках, заявил председатель партии Николай Рыбаков. Адвокат Сергей Валиулин, защищающий Железнякову, намерен обжаловать решение.

Марина Железнякова. Фото: из личного архива
История о «реабилитации нацизма» зампредом Приморского «Яблока» тянется несколько лет. В мае 2021 года Марина Железнякова опубликовала в Telegram пост о деятельности СССР в годы Второй мировой войны. Через три года – в мае 2024-го на неё возбудили уголовное дело по ст. 354.1 УК РФ (собственно «реабилитация нацизма»), а ещё через полтора года – в августе 2025-го суд приступил к рассмотрению материалов дела.
Из обвинительного заключения следовало, что Марина Железнякова, разместив свой пост в телеграм-канале, «совершила преступление средней тяжести против мира и безопасности человечества», распространив ложную информацию «для неограниченного круга лиц». Защиту Марины Железняковой осуществляет адвокат Сергей Валиулин. В ходе разбирательства он настаивал – Железнякова использовала в публикации исторически подтверждённые факты и выражала собственное мнение – а значит, никак не могла совершить вменяемого ей преступления.
Тем не менее на заседании суда в сентябре выступил эксперт со стороны обвинения, который проводил лингвистическую экспертизу текста Железняковой и сделал вывод о том, что текст содержал поздравительное сообщение с негативной оценкой действий руководства СССР. Дело в том, что в сообщении Железняковой от 9 мая 2021 года звучало словосочетание «коммунистический тоталитарный режим», из которого эксперт сделал вывод – обвиняемая не разделяет Советский Союз и политический режим, действовавший в нём.
Дело рассматривалось с привлечением присяжных и к ноябрю перешло к финальной стадии, на которой защита представила суду характеристики Марины Железняковой – от председателя «Яблока» Николая Рыбакова, соседей и коллег – а сама она получила возможность подробно высказаться в суде.
Выступая с последним словом 7 ноября, Марина Железнякова прежде всего поблагодарила присяжных «за огромное количество личного времени, внимание, терпение и важные вопросы», которые участники процесса задавали на каждом этапе.
«Вы спросили: “Кто я? Чем занимаюсь?”, – обратилась она к присяжным в последнем слове. – Я – человек, который искренне переживает за будущее страны и делает все, что в его силах, чтобы жизнь людей была лучше. Для меня ценность человеческой жизни, свобода, благополучие людей не пустые слова, поэтому я стала членом партии “Яблоко”, которая на протяжении 30-лет отстаивает права людей, справедливость, настаивает на мирном развитие страны. Каждый год 9 мая по всей стране мы возлагаем цветы к Вечному огню в память о погибших. 9 мая в 2021 год не был исключением, мы с коллегами во Владивостоке поклонились павшим, об этом так же есть пост на моем канале, но следствие его не заметило»
Она призналась, что в природе всех её поступков – неравнодушие. И позволила себе откровенность:
«Для меня заведение уголовного дела было шоком: обыск, семичасовой допрос, следствие, переживания. Я и моя семья находимся в стрессе уже более полутора лет.
Обратите внимание, что из моего большого поста в обвинении только одно предложение, оно звучит так: “Мы понимаем, что во многом развязывание войны и столь многочисленные жертвы лежат на совести коммунистического, тоталитарного режима!” За что меня судят? За мнение, за моральную, историческую оценку режима, который существовал в нашей стране в прошлом. Само устройство этой системы привело к трагическим ошибкам и многочисленным жертвам среди советских людей.
Я написала этот пост с единственным намерением – чтобы подобное никогда больше не повторилось. Представьте, какая бы у нас была страна, если бы этого не случилось!»
Она призналась снова – да, поражена лёгкостью, с которой эксперты стороны обвинения ставят равенство «между коммунистическим тоталитарным режимом и СССР – без какого-либо либо обоснования. Цель у такой экспертизы одна – «подвести пост под формулировку статьи» УК.
Она напомнила, что обвиняется в «отрицании фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором». И приводила точную формулировку установленного факта МВТ, даже не зачитанную в ходе разбирательства: «Трибунал считает полностью доказанным, что война, начатая Германией против Польши 1 сентября 1939 года, была агрессивной войной, повлекшей бесчисленные преступления против человечности».
«Посмотрите на мой пост по-человечески! Где в моем в моем посте есть отрицание этого факта? Ведь я пишу “поздравляю со светлым праздником”! “С днем Победы!”, “Вечная память погибшим!” Где указано в моем посте, что я одобряю преступлений установленных приговором? Где я отрицаю наказание преступников?
Где отрицаю, что Германия развязала войну? В каком предложении я отрицала преступлений против человечности?», – недоумевала Марина Железнякова.
Она просила присяжных допустить в свои сердца разумное сомнение – оно бы трактовалось в пользу обвиняемой.
Тем не менее не все сердца были тронуты, и 10 ноября присяжные проголосовали за «виновность» Марины Железняковой. Голоса распределились следующим образом: пять человек поддержали обвинение, трое – голосовали против. В другом голосовании – о снисхождении – голоса распределились поровну: четверо присяжных сочли, что Марина Железнякова заслуживает снисхождения суда, четверо – напротив.
12 ноября на последнем заседании Приморского краевого суда прокурор Яна Бартылова отмечала: Железнякова совершила опасное для общество деяние, но заслуживает снисхождения. Потому сторона обвинения требовала назначить штраф в размере трёх миллионов рублей и дополнительно запретить зампреду реготделения «Яблока» на три года заниматься деятельностью, связанной с публичным размещением обращений и иных информационных материалов в интернете. Кроме того, обвинитель требовала конфисковать телефон Марины Железняковой, изъятый ранее как вещдок, и сохранить арест её имущества до выплаты штрафа.
Адвокат Сергей Валиулин, выступая в суде 12 ноября, заявил, что запрашиваемое наказание «не соответствует общественной опасности совершенного деяния». Он напомнил, что позиция Марины Железняковой остаётся прежней: её мнение не должно и не может подвергаться уголовному преследованию. Кроме того, защита подчёркивала: лишать Марину Железнякову права размещать какие-либо материалы в сети на три года «излишне». Размер штрафа, который требует обвинение, «с учётом имущественного положения Железняковой – непосильная сумма», отметил адвокат. Он также напомнил, что его доверительница – пенсионерка, на иждивении которой находится престарелая мать, и просил суд в случае назначения штрафа снизить его до вменяемых сумм, которые Марина Железнякова сможет оплатить.
В кратком выступлении перед оглашением решения суда Марина Железнякова просила о справедливом решении: «Я с уважением отношусь к вердикту присяжных: пять признали меня виновной, трое – невиновной, четверо указали, что я заслуживаю снисхождения. Однако я считаю необходимым вновь заявить, что я не совершала преступления, в котором меня обвиняют. Моя публикация выражала исключительно моё мнение, основанное на праве на свободу мысли и слова, которое гарантируется ст.29 Конституции»
Она ещё раз напомнила суду, что СССР не является коммунистическим тоталитарным режимом и это два разных понятия: «Заведомо ложные сведения о деятельности СССР я не распространяла. Мои действия не причинили никому вреда, никто не пострадал. Я выражаю свою гражданскую позицию мирно в форме оценки исторических фактов»
Затем Марина Железнякова рассказала, что вырастила двух сыновей, которые работают на благо общества, а сама она – внесла значительный вклад в его развитие и не является преступницей. «Я не могу принять, что столь суровое наказание будет вынесено мне только за то, что я разместила этот пост».
Судья Павел Ветохин вынес решение через три часа после выступлений сторон: назначить штраф в размере двух миллионов рублей с возможностью выплатить его в рассрочку в течение 40 месяцев.
«Яблоко» не согласно с решением суда, а обвинение Железняковой в «реабилитации нацизма» абсурдно и раздуто из исторических фактов, которые ещё недавно можно было найти в школьных учебниках, заявил председатель партии Николай Рыбаков:
«Марина Железнякова – настоящий патриот. Она любит свою страну со всем ее сложным, подчас тяжелым наследием. Она верит, что наша общая задача – понять это прошлое, чтобы построить лучшее будущее. И именно за эту честную позицию ее сейчас наказывают. Реальная причина ее дела – неспособность местных властей выдержать честную конкуренцию с одним из лидеров Приморского “Яблока”. Пост Марины был посвящен героическому подвигу советского народа – тому, как в нечеловеческих условиях люди боролись за жизнь и свободу. Утверждать, что в её словах есть реабилитация нацизма – значит не понимать ни трагедии войны, ни сути памяти о ней. Настоящая реабилитация происходит тогда, когда мы забываем сложность и многогранность истории, пытаясь втиснуть ее в узкие рамки».
«Яблоко», подчеркнул Николай Рыбаков, продолжит поддерживать и защищать Марину Железнякову, добиваясь отмены её приговора, как и в случае с другими членами партии, которых сегодня преследуют за выражение собственного мнения.
Напомним, что Марина Железнякова вступила в «Яблоко» в 2018 году и с 2019 года занимает пост заместителя председателя Приморского регионального отделения. За это время она добилась впечатляющих результатов. Вот лишь некоторые из них. 16 ноября во Владивостоке открывается памятник герою-пограничнику Котельникову, установка которого стала возможной благодаря инициативе Железняковой. Благодаря её совместной работе с депутатами ЗакСа и публичной кампании по изменению законодательства о сохранении особо охраняемых природных территорий была принята поправка, запрещающая ликвидацию уникальных природных территорий в случае невозможности их восстановления. После этого в Приморье не уничтожено ни одной такой территории. Марина Железнякова смогла организовать сбор денег на подарки к Новому году для воспитанников в детском доме в посёлке Мысовой, чтобы они получили игрушки и даже бильярд; вместе с родителями детей-инвалидов она добилась установки лифта в центре реабилитации.
Она не в первый раз испытывает давление силовиков в связи со своей активной работой в регионе. В марте 2022 года сотрудники ФСБ и Центра «Э» провели в ее квартире обыск, основанием для которого стало постановление о проведении обследования помещения на предмет наличия экстремистских материалов и электронных устройств. По словам силовиков, зампред Приморского «Яблока» не являлась ни подозреваемой, ни свидетелем.
Годом ранее в квартире Марины Железняковой во Владивостоке прошел обыск в рамках уголовного дела о перекрытии улиц в Москве, к которому она не имела никакого отношения. В ходе обыска к мужу гражданской активистки применяли насилие.
