В середине октября в московском офисе «Яблока» прошла публичная лекция «Не только Запад: демократия по-японски». Её провёл Александр Гнездилов – член федерального политкомитета партии, главный редактор Smart Power Journal и автор телеграм-канала «Гнездилов. Вне течения». Организатором лекции стал Аналитический центр «Яблока».
В этом материале собраны ключевые тезисы лекции, которые помогут понять процесс и контекст развития демократии на Востоке.
«Экономическое чудо»
- Японской политике присущ ряд антидемократических черт. Например, клановость: среди премьер-министров шестеро приходятся внуками прошлым премьерам и один – сыном. Однако Япония – полноценная демократия: при желании общество меняет стоящие у власти силы, а медианный срок работы премьер-министра составляет всего около двух лет.
- Правящая 64 года из последних 70 лет Либерально-демократическая партия (ЛДП) появилась в 1955 году путем слияния консервативных партий. Вся история ЛДП сопровождается сменой представителей внутрипартийных фракций, формальных и неформальных. Изначально основной водораздел проходил между группами Сигэру Ёсиды и Итиро Хатоямы. Чуть позже одни, как Нобусукэ Киси, выступали с жёстко антикоммунистических и проамериканских позиций, тогда как другие пытались наладить отношения не только со странами Запада, но и с соцблоком (Хатояма и Тандзан Исибаси).
- В основе феномена ЛДП – японское «экономическое чудо» и коэнкай (сети неформальных связей для электоральной мобилизации).
Неизменность конституции невозможна?
- Либеральная традиция в Японии оформляется в 1870-е. Системе власти в Японии исторически присущ «теневой» стиль управления: ключевые решения принимаются за кулисами, а роль официальных учреждений разных эпох понемногу выхолащивается, становясь во многом декоративной. Либералы потребовали широкого обсуждения политических вопросов. Здесь они оперлись не только на западную интеллектуальную традицию, но и национальную, в том числе на идею коллегиальности в принятии решений, внесённую регентом Сётоку Тайси в так называемую «Конституцию 17 статей» 604 года, одно из старейших уложений страны.
- Сегодня либералы представлены в парламенте Конституционно-демократической партией (КДП) и Демократической партией для народа (ДПдН). Обе наследуют выходцам из ЛДП, отстранившим её от власти в 1993 году, и затем Демпартии, выигравшей у ЛДП в 2009 году. Базовая идея социал-либеральной КДП, главной оппозиционной силы, – неизменность конституции, в т.ч. статьи 9 об отказе Японии от войны и полноценной армии.
- Небольшая, но быстро растущая либерал-консервативная ДПдН открыта для обсуждения поправок к конституции из-за усиления Китая и ядерной программы КНДР, и допускает сотрудничество с ЛДП.
Правый поворот
- Партийная система Японии переживает заметные изменения. В 2024 году правительство теряет большинство на выборах в нижнюю палату парламента, в 2025 году – на выборах в верхнюю палату. Эти электоральные неуспехи ЛДП вызваны скандалами вокруг её теневого финансирования и связи ряда деятелей партии с сектой Церкви объединения, а также с ростом инфляции. Кроме того, центристский курс кабинетов Фумио Кисиды и Сигэру Исибы позволил вырасти радикальным националистическим альтернативам справа. Неудачи партии вынудили Исибу подать в отставку.
- ЛДП пытается вернуть себе правый фланг, избрав новым лидером Санаэ Такаити. Она – национал-консерватор с демонстративным пиететом к святилищу Ясукуни в Токио, где почитаются японцы, павшие в войнах, в том числе и военные преступники Второй мировой. Но взгляды Такаити и её опора в партии на старые влиятельные кланы подтолкнули центристскую партию «Комэйто», близкую к необуддистскому движению «Сока Гаккай», выйти из работавшей 26 лет коалиции с ЛДП, что ещё более ослабило позиции правительства.
- Правый поворот затронул и Японию: эти силы на подъёме и составляют всё большую конкуренцию иным партиям. Партия «Ниппон Исин-но кай» представляет сильный голос японского регионализма: появившись как локальное объединение в Осаке, она за несколько электоральных циклов нарастила рейтинг в соседних префектурах и стране в целом. Партия «Сансэйто» – ультраправая сила, поднявшаяся на отрицании ковида, набрала популярность за счёт ксенофобии и страхов перед мигрантами и «глобалистами».
- В целом, несмотря на вызовы, политическая система Японии работает, чутко учитывая изменения общественных предпочтений и этим доказывая, что даже явно незападная страна может построить успешную либеральную демократию.
Иван Большаков, руководитель Аналитического центра «Яблока»:
«Мы задумали целый цикл лекций о демократиях Дальнего Востока, и начать решили с Японии. Почему именно с Японии?
Во-первых, потому что в японской политике прослеживаются параллели с конкурентными демократическими системами Европы, где правят бал партийные коалиции и парламент. Во-вторых есть параллели с Россией. Как известно, в Японии существует система с доминирующей партией, где Либерально-демократическая партия на протяжении многих лет, за исключением двух коротких периодов, практически беспрерывно находится во главе страны.
Однако это доминирование не тотальное. Эта партия набирает по партийным спискам от 30% до 48% голосов, и свое большинство добирает за счет одномандатных округов. Появляется такая ситуация, которую политологи называют “сфабрикованное большинство”. В тоже время система с доминирующей партией часто коалиционная, и одной партии не хватает для большинства.
В-третьих, эта система существует с 1955 года и в этом году ее 70-летний юбилей. На днях в ЛДП закончились внутрипартийные выборы: лидером этой этой партии впервые была избрана женщина. Но не все так просто. Традиционный партнер ЛДП, партия “Комейто”, на этот раз отказалась поддержать Санаэ Такаити.
В России много востоковедов и немало японоведов, но тех, кто занимается именно электоральной политикой Японии не так много. Александр Гнездилов на протяжении многих лет изучает японскую политику. Он один из немногих в нашей стране, кто может подробно и профессионально эту тему освятить»
Лекция вызвала живой интерес и широкое обсуждение среди слушателей. Некоторые из них согласились опубликовать свои впечатления.
Светлана Ганнушкина, правозащитница:
«Лекция Александра Гнездилова о Японии поразила меня глубиной знания и эмоциональной включенностью в описываемые события. Удивительно, что можно так ориентироваться в истории и общей ситуации другой страны. Рассказ был увлекательным и полезным. Тем более, что на следующий день у меня было интервью японской “Ежедневной газете” (The Mainichi Newspaper). Журналисту было приятно узнать, что я понимаю разницу между партиями ЛДПР и ЛДПЯ».
Андрей Кузнецов, студент факультета политологии МГУ:
«Было очень интересно услышать про путь Японии и специфику её политического режима. Несмотря на все ограничения в виде политических кланов и системы с доминирующей партией, власть там реально меняется на выборах и политики остаются подотчётны избирателям. Эта страна — яркий пример возможности работы демократических институтов в, казалось бы, “незападном” политическом обществе».
О ком статья?
Член Федерального политического комитета партии. Театральный режиссер. Главный редактор Smart Power Journal
О ком статья?
Член Федерального политкомитета партии, руководитель Аналитического центра партии. Политолог, член Российской ассоциации политической науки
О ком статья?
Член Федерального политкомитета партии. Председатель Комитета «Гражданское содействие», руководитель Сети «Миграция и Право» правозащитного центра «Мемориал»