3 декабря 2012
Ксения Кириллова, Новая Газета на Урале

Под грифом секретности

О громком деле Максима Петлина «Новая на Урале» уже неоднократно писала. Напомним: депутат Екатеринбургского городской думы, глава регионального отделения «Яблока» Максим Петлин в 2011-м году активно протестовал против строительства ЗАО «Форум-групп» торгово-развлекательного центра «Радуга-Парк» в санитарно-защитной зоне действующего Широкореченского кладбища.

Помимо организации пикетов против стройки и многочисленных проверок ее законности депутат подал иск в суд, в котором помимо прочего потребовал солидную денежную сумму в качестве компенсации причиненного строительством вреда. Именно этот момент и стал основой для обвинения депутата-оппозиционера и его помощника Андрея Пантелеева то в получении взятки, то в вымогательстве денег у застройщика в обмен на прекращение борьбы со строительством торгового центра. Петлин же утверждает, что все разговоры о деньгах велись лишь в русле обсуждения мирового соглашения по иску, который он подавал как частное лицо, и потому были абсолютно законными.

Утром прослушка, вечером дело

При этом сам Максим Петлин уверен: уголовное дело в отношении него носит политический характер и организовано ФСБ по заказу городской администрации. В качестве одного из основных доказательств этого он приводит постановление № 5/2699 от 13 ноября 2010 года о разрешении на проведение прослушки телефонных переговоров, вынесенное судом по ходатайству начальника УФСБ по Свердловской области Козиненко. Дело в том, что этот документ появился еще до того, как генеральный директор компании «Форум-групп» написал на Петлина заявление в службу экономической безопасности областного ФСБ, то есть еще до начала не только возбуждения уголовного дела, но и самих событий, связанных с застройкой.

Еще одним достаточно интересным фактом является то, что посредником в переговорах между руководством «Форум-групп» и Петлиным с Пантелеевым выступил некто Валерий Поваров — директор ЧОП «Гюрза». Его имя фигурирует еще в одном не менее скандальном деле — и тоже с участием фигурантов из службы экономической безопасности ФСБ.

Как указал в своем заявлении в Генеральную прокуратуру действующий мэр города Асбеста Владимир Суслопаров, в то время, когда он был еще кандидатом на эту должность, ему предложили «поддержку на выборах очень влиятельных людей, высокопоставленных работников ФСБ и прокуратуры Свердловской области». «Влиятельным человеком» оказался заместитель руководителя службы экономической безопасности УФСБ Олег Воронов.

— При встрече Олег Юрьевич предложил мне помощь в соблюдении законности на выборах и гарантировал решить любые вопросы со всеми силовыми структурами и криминальными группировками, — пояснил в своем заявлении Суслопаров.

Впрочем, за такое покровительство чекист потребовал определенную цену: согласие будущего мэра назначить на должность начальника Отдела по управлению муниципальным имуществом «своего человека». В качестве гарантии исполнения обещания будущего градоначальника обязали дать расписку о том, что он якобы занял у директора ЧОП «Гюрза» Валерия Поварова 20 миллионов, которые, как утверждает Суслопаров, он никогда не получал.

В результате расписка была написана, выборы — выиграны, а требуемые заместители — назначены. Впрочем, долго терпеть «управления муниципальным имуществом» со стороны чекистских назначенцев мэр Асбеста не смог, тем более что данную Поварову расписку ему так и не вернули, и примерно через год уволил обоих замов. В ответ Валерий Поваров, вооружившись собственно подписанным градоначальником документом, отправился в суд и выиграл дело о взыскании пресловутых 20-ти миллионов рублей. В возбуждении дела в отношении Олега Воронова Суслопарову было отказано в связи с отсутствием события преступления, и доказать связь Поварова с ФСБ мэру Асбеста так и не удалось.

Невероятное совпадение

Не менее любопытен и другой случай. Как пишет в своем блоге на «Эхе Москвы» лидер партии «Яблоко» на федеральном уровне Сергей Митрохин, в том же 2011 году по обвинению в мошенничестве к 8 годам лишения свободы был приговорен владелец Ирбитского химико-фармацевтического завода Сергей Останин.

— Новым владельцем предприятия стал Денис Ременяко — в прошлом сотрудник ФСБ. Главным свидетелем обвинения на суде Останина выступал уже известный нам Валерий Поваров. После перехода собственности в руки сотрудника ФСБ, Поваров был назначен заместителем генерального директора завода по безопасности, — отмечает Митрохин.

Конечно, можно дискутировать о том, кто из участников всех этих историй был осужден справедливо, а кто оклеветан, но один факт остается бесспорным — во всех ситуациях неизменно появляются как люди из «экономической» службы УФСБ, так и «частное лицо» гражданин Поваров. Бывают ли на свете подобные совпадения, судить читателю.

Третье доказательство заказного характера процесса Сергей Митрохин озвучил на встрече с журналистами во время своего визита в Екатеринбург 20 сентября текущего года.

— Максим еще в 2009 году начал расследовать деятельность МУП «Водоканал» и обнаружил, что то необоснованно раздувает свои активы. Тогда ему удалось добиться пересмотра инвестиционной программы предприятия, благодаря чему бюджет сэкономил 17 миллиардов рублей, а «Водоканал», соответственно, их недополучил, — сообщил тогда Митрохин. — Кстати, руководивший всей операцией начальник Службы экономической безопасности УФСБ по Свердловской области Сергей Рахманов затем перешел на работу в «Водоканал».

Счастливое неведение

В результате, чтобы прояснить все эти, мягко говоря, загадочные совпадения, 29 ноября в судебное заседание по ходатайству защиты был приглашен первый заместитель генерального директора МУП «Водоканал», бывший руководитель службы экономической безопасности ФСБ, полковник в отставке Сергей Рахманов.

По поводу таинственного постановления о прослушке полковник пояснил, что «оперативные мероприятия в отношении Петлина проводило другое подразделение ФСБ», по каким-то другим, неведомым Рахманову основаниям, и сам он в связи с этим ничего не знает и пояснить не может.

— Результаты ОРМ получают в специализированном подразделении УФСБ, которое непосредственно осуществляет оперативно-технические мероприятия. Сотрудники этого подразделения отбирают нужный для дела материал на основании задания, которое готовится для них, — сообщил бывший чекист.

Отдельный спектр вопросов касался того, в чем состояла суть вымогательства и угроз, осуществляемых Петлиным. Рахманов пояснил, что Петлин воспрепятствовал законному строительству и обещал прекратить данное воспрепятствование только за деньги. При этом Сергей Анатольевич признался: ранее с подобными формами вымогательствами он не сталкивался.

— Да, это современное ноу-хау, но при этом весьма эффективное, — заявил он.

Значительная часть вопросов касалась того, был ли свидетель ранее знаком с Воробьевым, Поваровым и вице-мэром Владимиром Тунгусовым. В ответ Сергей Рахманов сообщил, что знает Тунгусова с 95-го года в связи со своей работой, а о директоре ЧОП «Гюрза» также слышал раньше, но лично с ним знаком не был.

— Участие Поварова в деле Петлина оказалось для меня полнейшей неожиданностью, и первой моей реакцией, когда я узнал об этом в ходе проверки заявления Воробьева, было: «а этот-то как там оказался?», — удивлялся Рахманов.

По его словам, фамилия «Поваров» и раньше мелькала в материалах разных проходивших через ФСБ дел.

— Информация о том, что есть такой человек, и он участвует в неоднозначных проектах, мне попадала, но не более того. Он попадал в поле зрения как человек, который заключает договоры с лицами, имеющими неоднозначную репутацию, в том числе с людьми, связанными с организованными преступными формированиями, — признался Сергей Рахманов.

На вопрос, известно ли Рахманову о связи его непосредственного заместителя Олега Воронова с Поваровым тот ответил, что ничего такого ему неизвестно, и проверок по поводу этой связи он не проводил. Интересно, что при этом Рахманов не исключает, что подобные проверки могли проводиться вышестоящими органами или управлением собственной безопасности ФСБ, но ему, опять же, про них ничего не известно. Точно также в счастливом неведении отставной полковник ФСБ находится относительно того, проводились ли какие-то проверки в связи с многочисленными заявлениями Суслопарова.

Словом, допрос свидетеля выявил поистине фантастическую вещь: спецслужба, призванная знать все и про всех, крайне мало знает о себе самой. Видимо, пресловутый «гриф секретности» оказывается так силен, что начальники не знают о том, чем занимаются их подчиненные, руководители подразделений не представляют, что делают их коллеги за стенкой, а о проверках, которые проводятся вышестоящим начальством, не знают, видимо, даже сами проверяемые. Поистине, такое наивное неведение со стороны сильнейшей государственной спецслужбы является настоящей находкой для шпионов!

Оригинал

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Дело Максима Петлина


Все статьи по теме: Дело Максима Петлина