13 апреля 2018
«Информ Полис», Андрей Ян

Экологическая катастрофа в Бурятии неминуема?

Откровенный разговор с лидером Бурятского «Яблока», экологом Натальей Тумуреевой

Мусорный скандал в Подмосковном Волоколамске совпал с пожарами на свалках в Вахмистрово. После страшных кадров с заболевшими детьми, митингами и отставками чиновников многие наши читатели задались вопросом, не повторится ли и у нас ситуация с Волоколамском.

Метеорологи обещают жаркую весну, и с наступлением тепла горящие мусорные свалки начнут источать вредные вещества. Обсудить актуальную тему мы пригласили Наталью Тумурееву, профессионального эколога, которая много лет занимается проблемами мусора.

- Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор Валерий Малханов недавно рассказал СМИ, что сейчас стоит вопрос о закрытии горящего полигона в Вахмистрово совсем, поскольку он не отвечает техническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым для таких объектов. Как вообще могли открыть такой полигон? Экологические экспертизы проводятся перед открытием таких свалок, как выбирают места?

- Экологическую экспертизу таких объектов проводит Росприроднадзор. Каким образом все это согласовывалось, я не могу сказать, так как не имею отношения к данным организациям. Могу только сказать, что полигон ТБО – это специальное сооружение для изоляции и обезвреживания, т.е. это не просто свалка. Чтобы открыть полигон для хранения отходов, необходимо выполнить множество условий, которые диктуют СНиП, СанПиН и прочие законы и подзаконные акты, касающиеся охраны окружающей среды и градостроительства.

Например, полигон должен быть размещен в отдалении от жилой застройки и иметь собственную санитарно-защитную зону. Существует целый список объектов, на территории которых и в непосредственной близости не допускается складирование мусора: места загородного отдыха людей, I - III пояса зон санитарной охраны водных источников, рекреационные и водоохранные зоны, территории ЛПУ и т.д.

Лучшим основанием для размещения больших объемов мусора является почва с высоким содержанием плотной глины и тяжелых суглинков. Либо необходимо произвести отсыпку водонепроницаемого слоя грунта, чтобы обеспечить гидроизоляцию полигона. Сегодня же нам говорят о том, что данные полигоны не соответствуют требованиям. А куда смотрели при его строительстве и запуске в эксплуатацию? Сейчас мэрия нам говорит, что полигон находится на землях Тарбагатайского района и якобы не имеет отношения к нему. Это не так, хотя бы потому, что мусор туда свозят из города и обслуживает его комбинат по благоустройству.

- Сегодня Улан-Удэ, а это столица региона, фактически не имеет своего полигона. Мы говорим о том, что нужно вывозить мусор с побережья Байкала, говорим о центральной экологической зоне. Но куда вывозить этот мусор, если даже в Улан-Удэ полигон переполнен? Это слова прокурора. Вы с ним согласны?

- Согласна, но считаю, что проблема решаема, нужно отказаться от захоронения и заняться переработкой мусора. У нас построены две шикарные линии переработки, потрачены 2,5 млрд бюджетных денег на это, и все простаивает. Почему? Много писали о разных конфликтах вокруг этих линий. Я, как обычный житель, могу только сказать, что это конфликт интересов, от которого страдает вся республика. Нужна политическая воля, чтобы решить данный вопрос.

- Случай с ядовитой свалкой в Волоколамске напугал многих. Особенно учитывая пожары на мусорных свалках в Вахмистрове. Как вы оцениваете риск повторения Волоколамской ситуации в Улан-Удэ?

- Риск повторения велик, и это нужно понимать. Меня возмущает бездействие властей в данном вопросе. Вот только после встречи с главой 7 апреля этой проблемой занялись всерьез. Полигон горит уже месяц, люди дышат этим ядом, а город рапортует о том, что полигон не наш и горит он у частника, пусть они и разбираются. Так страдают-то простые жители, среди них много детей, потому что 100-е кварталы - это в основном молодые семьи. Я уже говорила об этом на встрече: потушите сначала полигон, а потом выясняйте, чей он и почему горит. Если это поджог, увольте сторожа, наймите нормальную охрану. Если это самовозгорание, то из-за неправильной эксплуатации полигона, выясняйте, кто виноват и наказывайте. А у нас пока общественники не устроили скандал в СМИ, было полное бездействие, а потом про нас же еще и говорят, что мы пиаримся.

- В Бурятии состоялся конкурс на выполнение обязанностей регионального оператора, но итоги торгов оспорены и продолжаются разбирательства в УФАС. Как вы считаете, кто был бы лучше в роли регионального оператора?

- Неважно, лишь бы это были честные люди, которые действительно болеют за благоприятное состояние окружающей среды и качество жизни населения. А не отмывают деньги покупкой красочных баков. Которые в первую очередь будут думать о людях, а потом уже о прибыли. Я слышала на «Эхе Москвы» интервью выигравшего оператора. Да, толковый мужик, но, к сожалению, он многого не знает в республике, не знает о том, что наш мусороперерабатывающий завод не работает, не знает почему. Не знает о том, что медицинские отходы у нас утилизируются допотопным методом, а современная линия простаивает, да еще много чего. На встрече с общественностью глава сказал о том, что будет региональный оператор и тогда проблемы будут решаться. Не уверена, что он один справится, здесь нужна поддержка республиканских властей и муниципалитетов. На сегодня у меня создается впечатление, что вот придет это волшебный оператор и все тут нам сделает. Мы столько лет тут гадили, а вот он придет и все исправит. Ну а если не получится, то его же можно сделать виноватым.

- Многие из нас не задумываясь бросают пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты в урну. А ведь они разлагаются сотни лет или не разлагаются вообще. Получается, что в итоге они гниют на свалках вокруг населенных пунктов, выделяя целый букет токсинов?

- Сейчас так все делают, потому что нет альтернативы. Хорошо, будем собирать отдельно. А куда все это пойдет? Опять на одну и ту же свалку. Это опять вопрос переработки.

- Растаявший снег обнажил весь мусор наших улиц. Скоро традиционный апрельский субботник. Многие из нас выйдут очищать улицы от мусора. Но куда потом вывозится этот убранный с улиц мусор? На ту же открытую свалку. Получается как у нерадивой хозяйки, которая к приходу гостей спешно заметает мусор под диван. Главное, чтобы грязи не было видно!  Но это не решает в целом проблему. Чисто не значит, что безопасно.

- Ответ выше. Пока не будет переработки, все так и будет. Но субботники все равно нужны.

- С тоской вспоминаю времена, когда вредного мусора, особенно в селах, было мало. И тот был преимущественно пищевым и разлагался буквально за год. Продукты заворачивали в бумажные кульки, их складывали в многоразовые авоськи. Сейчас мусор фактически «оккупировал» не только город, но и села. Мои родственники охотники говорят, что медведи стали чаще выходить к селам только потому, что их привлекает запах пищевых отходов. Как можно решить эту проблему?

- Здесь уже проблема культуры безотходности. И это глобальная проблема. Раньше не было столько упаковки. Помните зубную пасту? Один тюбик, он попадал в отходы. А теперь? Паста в коробочке, внутри которой кроме тюбика еще и инструкция, которую никто не читает, и все это выбрасывается. То же касается косметики и моющих средств. Ну а про пакеты и говорить не стоит, все об этом знают, но мало кто пользуется многоразовыми сумками. Я помню, когда училась в школе, для нас пакет был чем-то вроде модной вещицы, даже вместо сумки ходили с красивыми пакетами. А теперь? Поэтому это вопрос культуры. Нужно для себя решить, что буду производить меньше отходов и жить по этому принципу. Покупать только необходимые вещи, пользоваться многоразовыми сумками. Я периодически провожу чистку дома, хорошие малоношеные вещи отдаю в благотворительные фонды, книжки, игрушки уношу в детский сад, мои же дети там играют, читают. Хорошие детские вещи продаю по символическим ценам или отдаю в церковь. Стараюсь ходить с многоразовой сумкой (кстати, не всегда получается). В магазине отказываюсь от лишних мешочков, а если уж дали, то дома их мою и использую повторно, это куда более экологично, пользуюсь бесфосфатными моющими средствами и щадящей бытовой химией. Это минимум, что можно сделать. Раздельным сбором дома пока не занимаюсь, к сожалению. Ну а про пищевые отходы. Это тоже культура. Ну, или живем хорошо, что продукты выбрасываем.

- За последние 80 лет количество отходов в России перешло такую черту, что подвергнуть их всех утилизации попросту невозможно. Количество мусора в Бурятии растет с каждым днем. Неужели нельзя, как в Китае, перерабатывать его? Там меня поражает всегда картина возле мусорных баков. Бомжи там расфасовывают мусор, бутылки к бутылкам, картон к бумаге, прессуют жестяные банки. Потом сдают все это за деньги. Что мешает нашим властям прийти к такому?

- Ничего не мешает.

- Рекультивировать — значит вернуть плодоносные свойства земле, где в течение нескольких лет располагался полигон. В почве скопилось огромное количество вредных элементов. Что можно сделать с бывшими свалками?

- Использовать мировой опыт, такой опыт есть. Все, что можно, по максимуму переработать, нетоксичный мусор можно и сжечь, но в специальных печах и с очисткой отходящих газов. В Японии, например, на месте полигонов строят футбольные поля с вечнозеленой травой. Технологии есть, надо просто этим заниматься.

- Еще одна проблема свалок – питательная среда для вредных насекомых и грызунов. Жителям соседних со свалками микрорайонов не позавидуешь. Что можно им посоветовать?

- Требовать убрать свалку, все, что можно посоветовать. Выше я пояснила, что такое полигон. Возле полигона не должно быть поселений.

- Еще одна боль - жидкие продукты разложения, фильтраты, попадают в почву и подземные воды, вызывая сильное загрязнение. Как наши ужасные свалки согласуются с законом об охране озера Байкал?

- Никак, в ЦЭЗ не должно быть свалок, только места временного хранения. В этом году совместно с МГУ хотим провести анализ свалок на Байкале. Мы такую работу по картированию проводили в 2008 году с аспирантами ВСГУТУ, теперь с МГУ хотим провести именно анализ свалочных газов, фильтратов. Результатами поделюсь.

- В советские годы мы школьниками сдавали металлолом и макулатуру. Почему сейчас перестали это делать?

- Потому что никто ее не перерабатывает. Раньше из-за дефицита все шло в переработку, а теперь проще и дешевле купить, чем перерабатывать. В Улан-Удэ есть организации, которые принимают отходы, но к ним нужно ехать специально, т.е. дома скапливать, а потом разом увезти туда. Что, конечно, не очень удобно для жителей.

- Есть штрафные санкции для тех, кто выбрасывает мусор в неположенных местах. Но вы хоть раз встречали случаи, когда выплачивали такие штрафы?

- Да, есть. Но там тоже очень сложная процедура, можно оштрафовать, если взяли с поличным. Никто же не сидит в лесу и не караулит. Здесь уже вся надежда на бдительных и сознательных граждан.

- Получается, что мусор никуда не исчезает. Что хранение на свалке, что сжигание вызывают загрязнение почвы, воды и воздуха, что в итоге влияет на природу и здоровье человека. Какая есть альтернатива?

- Только переработка. Нужно относиться к мусору, как к ресурсу.

Оригинал


Статьи по теме: Фракция Зеленая Россия


Все статьи по теме: Фракция Зеленая Россия

Статьи по теме: Экология и природопользование


Все статьи по теме: Экология и природопользование