24 марта 2011
Пресс-релиз

Свердловское «ЯБЛОКО»: Программа «Екатеринбург - Будущее»

«Екатеринбург – Будущее»

Стратегия развития города это наиболее актуальный инновационный инструмент, способный объединить усилия городских властей, общественности, учёных и бизнеса для поддержания конкурентоспособности и устойчивого роста города.

Наши предложения основаны на результатах проведения серии «круглых столов» под общим названием «Екатеринбург-Будущее». Инициированных автором концепции и собравших учённых, представителей Администрации города, бизнесменов практиков и заинтересованную общественность и блоггеров.

Темы для обсуждения были выбраны на основе анализа наиболее проблемных векторов развития города.

1. «Территориальное зонирование как инструмент создания среды, комфортной для жизни горожан» проведен 08.10.2010 г.

2. «Дорожная инфраструктура г.Екатеринбурга: будущее без пробок» проведен 22.10.2010 г.

3. «Проблемы развития жилищно-коммунального комплекса» проведен 12.11.2010 г.

Правовой основой, регламентирующей разработку предложений по совершенствованию стратегического плана развития г.Екатеринбурга, являются:

- «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ;

- «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. (в ред. от 27 декабря 2009 г. №343-ФЗ);

- «Стратегический план развития г.Екатеринбурга», принятый решением Екатеринбургской Городской Думы №67/30 от 26 октября 2010 г.;

- Стратегический план развития г.Екатеринбурга до 2025 г.

Цель: создание условий для достижения высоких стандартов качества жизни всех горожан за счет формирования благоприятной среды для жителей г.Екатеринбурга.

Задачи:

1. Разработка предложений по совершенствованию программы формирования сбалансированной транспортной системы города, которая включает создание обоснованной транспортной модели г.Екатеринбурга.

2. Обоснование подходов к изменению Генерального плана развития г.Екатеринбурга, включающее зонирование города по принципу разделения исторического, административного и делового центров г.Екатеринбурга при сохранении исторического облика города.

3. Разработка программы модернизации ЖКХ, включающей совершенствование законодательства в области ЖКХ, внедрение прогрессивных технологий ресурсосбережения и учета потребления коммунальных услуг, принципы разделения ответственности между субъектами системы ЖКХ.

4. Формирование предложений по совершенствованию инвестиционной политики путем разработки комплексной программы привлечения финансовых средств на развитие города, как частного бизнеса, так и федерального бюджета.

ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

Землепользование - основной инструмент создания комфортной среды жизни екатеринбуржцев

Внешне масштабы и темпы качественных преобразований городской среды будут зависеть от организации градостроительной деятельности, качества архитектурных решений, развития инженерной и транспортной инфраструктуры города. При этом регулирование территориальных изменений и всей градостроительной деятельности должно вестись на основе Генерального плана развития города.

Генеральный план города занимает одно из центральных мест в стратегии устойчивого развития Екатеринбурга, а так же в правовом поле регулирования градостроительной деятельности. В процессе разработки и реализации генерального плана должны учитываться складывающиеся тенденции и историко-градостроительные закономерности возникновения, роста и развития г.Екатеринбурга, а также проявляющиеся в градостроительной сфере после смены экономической формации тенденции и факторы как позитивного, так и негативного характера, в Генеральном плане развития должны находить отражения прогнозируемые возможности роста и угрозы городу.

Развитие территории города определяет среду жизнедеятельности населения и потому имеет большое общественное значение. В силу этих обстоятельств градостроительные проекты должны быть максимально открытыми и получать одобрение со стороны горожан. Для согласования целей и задач градостроительного развития с самыми широкими слоями населения, деловыми кругами и городской властью, необходимо максимально открытое обсуждение генерального плана и всех градостроительных решений.

Цель: обеспечение комфортной и дружественной среды жизни горожан на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.

Задачи:

- утверждение и принятие к исполнению Приложения к Правилам землепользования и застройки в части охраны памятников;

- разработка концепции архитектурно-градостроительной перспективы города, опираясь на принципы зонирования с выделением зон исторического, административного и делового центров города;

- совершенствование процессов межевания и оформления прав собственности на земельные участки под построенными объектами, расширение налоговой базы земельного налог;

Мероприятия.

1.1. Изменение Генерального плана развития г.Екатеринбурга. Определение и зонирование исторического, административного и делового центров города.

Цель: реализация заложенных в Стратегическом плане развития г.Екатеринбурга принципов зонирования.

Принятие концепции зонирования г.Екатеринбурга, заложенной в Стратегическом плане развития города, позволит более эффективно использовать земельные ресурсы центральной части города, переориентировать транспортные и людские потоки, сделать город более комфортным для проживания.

Изменение Генерального плана развития города законодательно закрепит зоны застройки города, что не позволит строительным организациям получать разрешения на строительство объектов разрушающих исторический облик города и не вписывающихся в архитектурные решения конкретных районов. Также необходимо внести изменения в Положение о публичных слушаниях регламентирующие их проведение только в нерабочее время.

1.2 Программа оформления прав собственности под застроенными объектами и постановка их на налоговый учет как плательщиков земельного налога.

Цель: повысить базу земельного налога, что существенно пополнит бюджет города.

В настоящее время существует проблема администрирования и собирания земельного налога в г.Екатеринбурге. Основными плательщиками земельного налога являются промышленные предприятия, тем самым они несут дополнительные издержки, снижающие прибыль предприятия.

При этом мощно развившиеся в последнее время сектор торгово-развлекательных комплексов, расположенных в черте города в настоящее время практически вообще не платят земельный налог, поскольку земля под зданиями не оформлена в собственность, платится арендная плата, как под строящимся объектом, ставка по которой в разы ниже чем ставка земельного налога. При принятии программы оформления прав собственности под застроенными объектами и постановки их на налоговый учет владельцы торгово-развлекательных центров будут вынуждены платить земельный налог.

Срочно требуется завершение межевания и регистрация прав собственности и на территории под многоквартирными домами, с последующей постановкой на налоговый учёт этих земельных объектов и пополнение налоговой базы земельного налога.

1.3. Утверждение в Министерстве культуры Свердловской области Приложения к Правилам землепользования и застройки «Зоны охраны памятников».

Цель: защита исторических и культурных памятников города от несанкционированного сноса и уничтожения. Горожане активно выступают против точечной застройки и разрушения исторического облика города. Утверждение в Министерстве культуры Свердловской области Приложения к ПЗЗ «Зоны охраны памятников» позволит законодательно защитить исторический облик столицы Урала от уничтожения. Перечень зон охраны памятников даст обоснование для запрета сноса исторических зданий и регламентирования использования прилегающих к ним земель, учета охранных зон и экологических объектов.

Это позволит позиционировать г.Екатеринбург не только как торговый, промышленный и политический центр Урала, но как туристический и культурный.

Транспортная инфраструктуры города как фактор динамичного развития Екатеринбурга

Неприспособленность большинства магистралей города к значительному росту числа личных автомобилей уже привела к заметному снижению скорости движения и частому возникновению «пробок» и заторов на основных магистралях, а отсутствие специальных автостоянок – к загромождению автомобилями дорог и пешеходных дорожек, порче газонов и росту количества дорожно-транспортных происшествий. Актуальными остаются также вопросы организации въездов и выездов из города. Принятый в 2004 г. Генеральный план развития города к настоящему времени требует пересмотра, поскольку расчет пропускной способности автодорог был заложен исходя из уровня автомобилизации к 2025 г. 300 единиц личного транспорта на 1000 человек населения. Сейчас этот показатель уже превышает 300 автомобилей на 1000 человек населения.

Городской пассажирский транспорт общего пользования является важным фактором устойчи¬вого развития города, поэтому необходима разработка программы транспортной системы города, предусматривающей сбалансированное развитие общественного и индивидуального транспорта, оптимизацию маршрутной сети с учетом реальных пассажиропотоков; повышение производительности улично-дорожной сети и приведение ее в соответствие с современными требованиями.

Цель: создание условий для комфортного, быстрого и безопасного перемещения по городу жителей и грузов.

Задачи:

- увеличение производительности городских перекрёстков и улиц;

- создание комфортного и привлекательного транспорта общего пользования в Екатеринбурге;

- снижение аварийности на дорогах города;

- Уменьшение нагрузки на экологическую систему города вызываемую использованием автомобильного транспорта

Мероприятия.

2.1. Создание Транспортного общественного Совета при Главе города.

Цель: оперативная реакция на меняющуюся ситуацию на дорогах города и внесение предложений по эффективному управлению дорожно-транспортной системой г.Екатеринбурга.

В состав совета должны войти представители органов местного самоуправления, эксперты по вопросам дорожного строительства, управления транспортом, представители научного сообщества, общественных объединений и жители города Екатеринбурга.

2.2. Разработка транспортной модели Екатеринбурга.

Цель: повышение эффективности использования транспортной инфраструктуры города.

Эффективность транспортной инфраструктуры города должна быть основана на приоритетах комплексного использования инструментов повышения пропускной способности дорог города. К таким инструментам можно отнести:

- повышение популярности использования общественного транспорта путем улучшения его потребительских качеств;

- выделение отдельных полос движения общественного транспорта, в том числе движения общественного транспорта на обособленном полотне;

- разработка нормативной базы создания сети платных парковок в центре города;

- организация перехватывающих парковок в ключевых транспортных узлах города;

- строительство выделенных велосипедных дорожек;

- повышение культуры автомобилистов.

2.3. Окончание строительства ЕКАД.

Цель: снижение транспортной нагрузки внутри транспортного кольца г.Екатеринбурга.

В нашем городе, практически единственном среди других городов миллионников, не завершено строительство объездной дороги. С окончанием строительства существенно снизятся потоки автотранспорта внутри города, в частности, по кольцевой автодороге будет осуществляться весь транзит транспорта без заезда в город. Первоочередное значение имеет организация проезда по направлению восток-запад.

Решение проблем в сфере ЖКХ, включающее устранение неплатежей и правовое регулирование порядка смены управляющих компаний.

Отрасль жилищно-коммунального хозяйства города это та сфера жизни с которой сталкивается каждый горожанин ежедневно. Жилищно-коммунальное хозяйство, энергетическое оборудование, водоснабжение и канализация с одной стороны являются сложными техническими системами, с другой сферами бизнеса конкретных предприятий отрасли. Именно эти сложные системы во многом определяют повседневное качество жизни и среды обитания горожан и должны обслуживаться, ремонтироваться и заменяться в соответствии с техническими нормативами и конкретными данными износа.

Городское сообщество заинтересовано, с одной стороны, в получении качественных жилищных и коммунальных услуг, а с другой стороны, в обоснованном учёте и правильном начислении оплаты этих услуг. Городские власти заинтересована в снижении нагрузки бюджета на финансирование ЖКХ путем снижения объема дотаций предприятиям ЖКХ, создания стимулов у бюджетных организаций и населения к экономии энергоресурсов и обеспечения прозрачности естественных монополий и предприятий коммунальной сферы.

Цель: эффективное функционирование предприятий ЖКХ и повышение качества их услуг.

Задачи модернизации системы ЖКХ включают как экономические аспекты, так и социальные.

Экономические:

- демонополизация в сфере обслуживания жилищного фонда;

- правовое обеспечение участия граждан в управлении жилищной сферой;

- привлечение инвестиций в целях строительства, реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;

- создание экономических стимулов к экономии ресурсов для населения и предприятий.

Социальные:

- развитие системы адресных субсидий и обеспечение контроля их целевого использования;

- общественная поддержка программы реформирования ЖКХ.

Мероприятия.

3.1. Введение законодательных норм, регулирующих введение административной ответственности за нарушения порядка проведения собрания собственников жилья и неисполнения принятых на нем решений.

Цель: закрепление ответственности между субъектами системы ЖКХ за нарушение порядка организации собственников жилья и нарушение принятых собственниками решений.

На сегодняшний день в системе ЖКХ нет клиентоориентированности. Одной из главных проблем в отрасли является ее закрытость, особенно в части смены управляющей организации, будь то ТСЖ или УК. Органы местного управления предпочитают не вмешиваться в ситуации, оставляя решение проблемы на усмотрение судебных органов и самостоятельных проверок не проводят.

Введение административной ответственности организатора Общего собрания собственников многоквартирного дома за нарушение порядка проведения собрания собственников жилья, а также введение административной ответственности руководителя обслуживающей организации, не выполняющей решения общего собрания собственников позволят снизить количество нарушений в системе взаимоотношений собственников и управляющих организаций. Отсутствие административной ответственности зачастую приводит к навязыванию собственникам жилья таких управляющих компаний, которые не выполняют возложенные на них обязанности и напрямую нарушают права собственников. Также это приводит к необоснованному завышению тарифов на коммунальные услуги и росту неплатежей.

3.2. Создание Общественного совета по ЖКХ при Главе города.

Цель: контроль за соблюдением законности в системе ЖКХ и инициация проверок законности деятельности управляющих организаций (ТСЖ и УК).

Основная задача Общественного совета – это помощь собственникам и управляющим организациям в построении цивилизованных отношений друг с другом. Общественный совет будет проводить обучения тех кто готов лично участвовать в управлении своим жилым фондом, в виде публичных лекций о порядке создания и управления ТСЖ, смене управляющей организации, заключения договоров поставки коммунальных ресурсов, а так же широкий спектор семинаров и круглых столов по обмену опытом с теми у кого получилось самим успешно управлять своим домом.

Так же в компетенцию Общественного совета по ЖКХ при Главе Екатеринбурга будет входить выроботка рекомендаций для голосования на общих собраниях собственников МКД, сегодня муниципалитет зачастую просто устраняется от подобных голосований и не участвует в собраниях.

В особых случаях Совет может рекомендовать требовать проверки отчётности тех или иных управляющих организаций в составе которых есть муниципальное имущество.

3.3. Изменение инвестиционной программы ЕМУП «Водоканал»

В рамках составления и реализации инвестиционной программы ЕМУП «Водоканал» не был учтён ряд существенных факторов функционирования поставки воды и водоотведения. Так в утверждённой программе не отражено решение проблем связанных с источниками питьевой воды для Екатеринбурга и не указано как будут решаться проблемы учёта и расчетов за воду и водоотведение конечных потребителей.

Перспективы участия г.Екатеринбурга в инвестиционных проектах и программах развития регионов Российской Федерации.

Устойчивый экономический рост и повышение промышленного потенциала г.Екатеринбурга могут быть обеспечены лишь при систематическом привлечении инвестиций. Для этого должна проводиться целенаправленная, согласованная и выверенная городская инвестиционная политика, предусматривающая обоснование и постановку задач инвестирования, определение подходов к их решению и систему жестко контролируемых мер, направленных на привлечение средств инвесторов, как местных, так и из других регионов и стран.

Основной целью городской инвестиционной политики является создание условий для привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, на основе которых возможен рост собственного инвестиционного потенциала города. В конечном счете эта цель конкретно ориентирована на создание новых высокооплачиваемых рабочих мест. Стратегические ориентиры инвестиционной политики определяются с учетом специализации г.Екатеринбурга как центра науки, культуры и образования, высоких технологий в производстве, оптовой и розничной торговли и административного управления.

Длительный период высоких цен на энергоносители и другие природные ресурсы позволил ряду крупных компаний приступить к реализации крупных инвестиционных проектов долговременного характера. Одна из главных задач городской инвестиционной политики в этой связи – это создание благоприятного инвестиционного климата. Он способствует выбору инвесторами г.Екатеринбурга местом для размещения производства и развития бизнеса.

Несмотря на наличие уже сейчас ряда потенциальных источников инвестиций, в период до 2020 года необходимо ориентироваться на государственные инвестиции и крупные корпорации (финансово-промышленные группы), обладающие реальными возможностями для аккумуляции ресурсов в инвестиционных целях.

Цель: обеспечение инвестиционной привлекательности города для увеличения объемов инвестиций в развитие производственной и социальной сферы.

Задачи:

- совершенствование правовой базы, регулирующей привлечение инвестиций;

- более широкой привлечение частных инвесторов к финансированию проектов развития городской инженерно-транспортной инфраструктуры, городских территорий;

- инициирование и сопровождение органами местного самоуправления реализации приоритетных инвестиционных проектов;

- повышение инвестиционной привлекательности за счет формирования благоприятного имиджа города.

Мероприятия.

4.1. Назначение за участие города в регулярных, повторяющихся инвестиционных программах ответственных лиц из числа депутатов городской Думы.

Цель: совершенствование механизма стратегического партнерства и взаимодействия органов муниципальной власти, федеральных органов и деловых кругов города.

Назначение ответственных лиц за участие города в крупных инвестиционных программах позволит осуществлять контроль за разработкой и использованием механизмов привлечения частного капитала для финансирования масштабных инвестиционных проектов, включая создание в городе современной институциональной среды. Другое направление включает совершенствование экономических механизмов стимулирования частных инвесторов, в том чи¬сле механизмов конкурсного инвестирования, предоставления льгот и налогового кредитования. Не менее важной задачей является законодательная инициатива представителей Городской Думы лоббирования в законодательных органах на федеральном и региональном уровнях принятия законов, обеспечивающих формирование нормативно-правовой базы регулирования инвестиционной деятельности.

Общественно значимым также является развитие и совершенствование механизма стратегического партнерства и взаимодействия муниципалитета и деловых кругов в решении насущных проблем производства товаров и услуг, создании условий для эффективного бизнеса, четкой работы городского хозяйства, улучшения городской среды и повышения качества жизни населения.

За ответственными депутатами также необходимо закрепить функции контроля за использованием средств федерального бюджета, а также поиску возможностей их привлечения путем разработки инвестиционных проектов по социально значимым направлениям развития города.

4.2. Подготовка заявки на проведение Всемирной экономической выставки «EXPO 2020».

Цель: формирование имиджа г.Екатеринбурга как центра инвестиционной активности.

Проведение всемирной экономической выставки «EXPO 2020» является статусным мероприятием, выводящим г.Екатеринбург на международный уровень привлечения инвестиций. В 2010 г. в выставке приняли участие более 200 стран, международных организаций и регионов мира. Город проведения выставки привлекает не только внимание специалистов и инвесторов, но и миллионы посетителей, которые смогут оценить промышленный, инвестиционный, культурный и туристический потенциал г.Екатеринбурга и всего Урала.

Выставка является сосредоточением инновационных решений и средств культурного взаимодействия между странами, она призвана внести весомый вклад в антропоцентрическое развитие, научные и технологические инновации, культурное разнообразие и взаимовыгодное сотрудничество в долгосрочной перспективе.

В заключение хочется отметить важность принятия решений по совершенствованию стратегии города в рамках концепции развития гражданского общества. Развитие гражданского общества представляет собой процесс преодоления установок на социальное иждивенчество и формирование социальной ответственности при условии развития структур общества, его секторов и институтов. Гражданское общество возникает из самостоятельности гражданских институтов, образованных самими гражданами. В то же время, для становления и развития гражданского общества необходима ответственность и со стороны власти. Поэтому и от органов городской власти требуется четкая программа взаимодействия с городским сообществом и отдельными личностями.

Становление городского гражданского сообщества зависит, прежде всего, от повышения активности екатеринбуржцев и укрепления общественного согласия в городе. Для этого необходимо создавать условия участия жителей в решении городских задач, развивать демократические принципы местного самоуправления, вести активную политику, направленную на воспитание городского патриотизма.

Особое значение для городского сообщества в этом контексте имеет социальное партнерство, в том числе и в рамках разработки и реализации стратегического плана устойчивого развития города. Стратегический план, по существу, представляет собой договор общественного согласия, инструмент организации взаимодействия органов местного самоуправления, бизнеса и общественности. Поэтому в нем учитываются интересы различных групп населения города, которые согласовываются и интегрируются в общие интересы городского сообщества, а в целевых установках документа объединяются усилия ученых, специалистов, предпринимателей и общественных деятелей по решению стратегических задач социально-экономического, культурного и политического развития.

От того, насколько зрелым является городское сообщество с точки зрения гражданской активности и ответственности, насколько устойчиво далее будет общественное согласие, в том числе в рамках стратегического партнерства, настолько возможны и позитивные изменения в улучшении качества жизни и повышении жизненного потенциала, а, следовательно, и успешность реализации стратегического плана устойчивого развития города.

Привлечение к разработке, а далее и реализации стратегического плана многих представителей городского сообщества, в том числе ученых и специалистов, а также предпринимателей, руководителей промышленных предприятий, общественных деятелей и т. д., обсуждение с ними постановок стратегических целей и задач устойчивого развития Екатеринбурга позволяет наметить систему стратегического партнерства общественности города и органов местного самоуправления, которые выступают в роли одной из сторон общественного договора, обладающей в пределах своей компетенции представительными, распорядительными, исполнительными, контрольными и иными функциями, необходимыми для создания условий правильного выбора перспективы, определения стратегических задач и организации работ по их решению.


Статьи по теме: Градостроительство


Все статьи по теме: Градостроительство

Статьи по теме: Региональные вопросы


Все статьи по теме: Региональные вопросы