2 апреля 2020
Кирилл Янкова для Конституционного Вестника №5 (23) март-апрель 2020 г.

Конституционный запрет иностранного гражданства и вида на жительство: трудности правоприменения и опасность манипулирования

Одной из ключевых поправок в Конституцию нынешнего «пакета» является установление условия для занятия государственных должностей – к ним допускается только гражданин, «не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства». 

Сложно возражать против такого нововведения по существу, однако предложенная формулировка создает ряд проблем. К примеру, как трактовать термин «постоянное проживание», должно ли быть оно непременно быть бессрочным проживанием? В российском законодательстве оно определено в статье 8 Федерального закона от 02.08.2019 № 257-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Оно может быть либо без ограничения срока действия (бессрочным), либо срочным: на срок действия разрешения на работу высококвалифицированному специалисту. Но в других странах право проживания на определенный срок для высококвалифицированного специалиста (например, рабочая виза в США типа H-1B, выдаваемая на 3 года с возможностью продления) может не рассматриваться как право на постоянное проживание. Какое право должно применяться в таких случаях для использования термина «постоянное проживание» – российское или иностранное?

Помимо такого рода коллизий, толкование которых, видимо, должен будет давать Конституционный Суд, следует учитывать, что законодательство  государства может просто не предусматривать процедуру добровольного отказа от вида на жительство: в российском законодательстве, например, такой процедуры нет. Как в таком случае россиянину отказаться от вида на жительство за границей, чтобы претендовать на государственные должности? Отправить бумажный документ о виде на жительство вместе с заявлением об отказе заказным письмом в компетентный орган иностранного государства?

В целом проблема состоит в том, что предлагается обусловить право на занятие государственных должностей не только действиями, которые совершал гражданин России (например, просил о гражданстве или виде на жительство либо просил об отказе от них), а от актов, принимавшихся иностранными государственными органами. То есть права лишается не тот, кто просил о гражданстве или о виде на жительство за рубежом, а тот, в отношении кого компетентный орган любого (ну, наверное, из числа признанных Россией, то есть Косово не в счет) иностранного государства принял такое решение. 

Авторы текста поправки, вероятно, исходили из российского права, по которому для получения гражданства, помимо остальных условий, необходимо «обращение с заявлением о приеме». Но кто сказал, что во всех государства мира для получения гражданства необходимо личное заявление? А тем более – для получения вида на жительство.

Помимо трудностей правоприменения, принятие поправок в предлагаемом виде открывает широкие возможности манипуляций с иностранными гражданствами и видами на жительство. Допустим, выдвинулся какой-то «неправильный» кандидат на губернаторский пост и появляется указ президента какой-нибудь «банановой республики» о предоставлении ему местного гражданства за какие-нибудь «особые заслуги». Не было заявления? Так, оказывается, третьего дня парламент этой республики принял закон, разрешающий президенту предоставлять гражданство без личных заявлений.

Такие манипуляции могут применяться как в отношении оппозиционных, так и провластных кандидатов. За рубежом административного ресурса маловато, а вот недружественных к России стран – пруд пруди, да и стран с продажными чиновниками всех уровней немало. И любая такая страна получает возможность дисквалифицировать любого чиновника России, даже ее Президента, издав акт о предоставлении ему своего гражданства или вида на жительство. Вряд ли в такие «игры» будут играть крупные государства, например, Украина или Грузия. Но среди признанных Россией государств, а их уже под две сотни, несложно найти такое, где можно купить не только приказ местного полицейского начальника о предоставлении вида на жительство, но и указ о предоставлении гражданства.

И неважно, что российский гражданин знать не знал о таком «подарке» и никаких заявлений по этому поводу не писал. Есть бумага из иностранного государства и гражданин России не сможет занять должность, оговоренную в Конституции. И законных средств докопаться до того, было личное заявление или нет, ни у Российской Федерации, ни у самого гражданина нет. Попробуйте разузнать в какой-нибудь африканской республике, что там за бумаги лежат в делах о виде на жительство. Бумаги из дел, может, уже мыши съели, а вид на жительство, выданный там, остался.

Авторы поправки хотели как лучше – добиться «национализации элит», а может получиться хуже – простор манипуляций как для внешних, так и для внутренних сил. 

Автор

Янков Кирилл Вадимович

Член Партийного арбитража партии «Яблоко». Председатель Союза пассажиров. Сопредседатель Союза потребителей России. Заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, кандидат экономических наук.

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Конституция свободных людей


Создание проекта Конституции свободных людей – одно из главных направлений долгосрочной работы «Яблока»
12 декабря 2023
Решение Малого совета Общественного конституционного совета
01 июня 2021
К годовщине создания Общественного Конституционного совета
20 января 2021
Все статьи по теме: Конституция свободных людей