|
ПОЛИТИКА
ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
В
последнее время ситуация на рынке труда складывается
таким образом, что наряду с растущей безработицей существует
и неудовлетворенный спрос на работников отдельных профессий
и специальностей. Особую ценность для руководителей
имеют лица, проявившие инициативу и предприимчивость
в последние 2-3 года, поскольку постоянно меняющиеся
"правила игры" со стороны государства проводили
жесткий отбор на способных адаптироваться самостоятельно
и выжить, и на тех, кто в силу разных причин был не
в состоянии это сделать.
Рабочая сила в переходной экономике все больше становится
товаром. Неслучайно поэтому, что рыночный стандарт поведения,
которому присуще инвестирование в "человеческий
капитал", начинает проявляться и в малом бизнесе,
в частности, у тех руководителей, которые ориентированы
на развитие. Рассмотрим сначала эту тенденцию на примере
политики зарплаты.
Вопрос о зарплате в анкете сформулирован таким образом,
чтобы руководители МП ответили на него не напрямую,
а в сопоставлении ее с уровнем на других предприятиях
города. Это сделано по нескольким соображениям: во-первых,
таким образом можно оценить степень привлекательности
данного МП в конкретном городе, во-вторых, сопоставить
уровень зарплаты с целями руководителей (на развитие
или максимизацию текущих доходов), а также снизить риск
неполучения ответов на этот вопрос.
При анализе результатов опроса, касающихся заработной
платы персонала, следует иметь в виду, что руководители
оценивают ее официальный уровень, представляемый в отчетности,
в то время как реально выплачиваемая зарплата, несомненно,
выше, поскольку значительная доля работ, по мнению большинства
предпринимателей, не оформляется договорами.
В целом по выборке практически половина респондентов
указала, что уровень зарплаты на их предприятиях примерно
соответствует сложившемуся на данный момент в городе,
треть отметили, что он ниже (а из них 18.3% - что значительно
ниже), на каждом пятом предприятии он ненамного выше
и лишь 3.6% предприятий резко оторвались по зарплате
вперед (см.таблицу 18 Приложения).
Анализ дифференциации зарплаты в зависимости от направлений
деятельности фирмы показывает, что между ними существует
статистически значимая взаимосвязь (Коэффициент тесноты
связи 0.14). Наибольшая доля предприятий с уровнем зарплаты
ниже среднего сосредоточена в сфере услуг. Об этом свидетельствуют
рассчитанные нами индексы оценки зарплаты (см.таблицу
10).
Таблица 10.
Индексы оценки уровня зарплаты для различных групп
предприятий
|
Монопрофильные предприятия
|
Предприятия, имеющие в т.ч. следующие виды деятельности
|
Производственные |
-0.04
|
-0.06
|
Торговля
и общепит |
-0.09
|
-0.07
|
Услуги |
-0.26
|
-0.18
|
Особенно
четко различия в оценках уровня зарплаты прослеживаются
на монопрофильных предприятиях. Если между производственными
и торговыми предприятиями отсутствует статистически
значимая дифференциация оценок, то между ними и предприятиями
сферы услуг она существует. Так, в сфере услуг почти
на половине предприятий зарплата ниже, чем в среднем
по городу, в то время как в производстве и торговле
таких предприятий не больше четверти. На предприятиях,
занимающихся в том числе оказанием услуг, отставание
по зарплате так же хорошо видно.
В целом, каждое четвертое, а в сфере услуг каждое пятое
МП уже вполне конкурентоспособно на рынке труда, поскольку
они в состоянии не только создавать новые рабочие места,
но и обеспечивать работникам получение более высокой,
чем в среднем по городу зарплаты.
Существует зависимость между уровнем зарплаты и способом
организации малого предприятия. Суть ее в том, что среди
фирм, возникших на основе ранее существовавших госпредприятий,
значительно больше тех, где уровень зарплаты ниже средней
по сравнению с новыми предприятиями и бывшими кооперативами.
Так, например, на МП, образовавшихся после реорганизации
(распада) крупного госпредприятия, практически половина
директоров (46.0%) указали на зарплату ниже средней,
а в новых структурах - лишь каждый четвертый. Соответственно,
если индекс оценки уровня зарплаты составляет (-0.12)
для выборки в целом, то на "старых" предприятиях
он в два раза ниже (-0.24), а на новых частных, наоборот,
существенно выше (-0.05).
На МП, которые практически продолжают существовать в
составе госпредприятий будучи формально самостоятельными,
очень редко (лишь в 13.8% случаев) уровень зарплаты
выше средней. По всей видимости, мы имеем здесь дело
с ситуациями, когда, во-первых, для директора МП существенен
этический запрет на переманивание кадров из "материнской"
госструктуры при помощи более высоких заработков, а,
во-вторых, само МП создается с целью обеспечения дополнительных
заработков для постоянного персонала госпредприятия.
Между целевыми установками руководителей и проводимой
ими политикой зарплаты обнаружена статистически значимая
взаимосвязь. Она прослеживается как для выборки в целом
(коэффициент Крамера равен 0.13), так и для подвыборок
бывших государственных (теснота связи 0.17) и новых
частных предприятий (теснота связи 0.12). При этом между
целевыми установками на развитие фирм (диверсификация
и наращивание потенциала) различия в распределении ответов
респондентов минимальные. В то же время две другие установки
- на выживание и на максимизацию текущих доходов существенным
образом меняют проводимую политику зарплаты на предприятии
(см. таблицу 29 Приложения).
Ориентация на выживание заставляет руководителей жестко
экономить на издержках, в том числе на зарплату. Так,
более 42% руководителей данной целевой группы отметили
более низкий по сравнению со средним в городе уровень
заработков. Это в 1.6 раза больше, чем в группе предприятий,
ориентированных на развитие. Указанная тенденция сильнее
проявляется на бывших государственных предприятиях.*
Новый же частный бизнес, судя по имеющимся данным, проводит
более гибкую политику, не считая удержание зарплаты
на низком уровне единственным и наиболее эффективным
способом сохранения предприятия "на плаву".
На каждом пятом новом предприятии этой целевой группы
уровень зарплаты выше среднего по городу (среди "старых"
- лишь на каждом одиннадцатом).
На наш взгляд, это можно объяснить тем, что для нового
малого бизнеса характерна корпоративность, игра "командой",
ибо в силу особенностей своего происхождения он изначально
возникал вокруг идеи, объединявшей единомышленников.
К тому же на новом бизнесе очень часто функции менеджеров
и исполнителей не разделены. В то же время на бывших
государственных предприятиях, даже небольшого размера,
дистанция между директором и персоналом традиционно
велика, поэтому удерживать зарплату персонала на низком
уровне здесь, безусловно, легче.
Закономерно, что для предприятий, ориентированных на
максимизацию прибыли (численность этой группы невелика
- 80 фирм, причем подавляющее большинство составляют
"новые" предприятия) характерна ориентация
на перекачивание текущих доходов в зарплату. В этой
группе удельный вес предприятий с зарплатой выше среднего
почти в два раза выше, чем предприятий с низкой зарплатой,
а по подгруппе "новых" этот разрыв еще больше
- три с половиной раза (44.2% против 13.2%).
Основным фактором, определяющим уровень зарплаты персонала,
является экономическое положение предприятия (см. таблицы
30, 31, 32, 33 Приложения),о чем свидетельствует высокий
уровень тесноты связи для выборки в целом (0.21) и для
всех без исключения подвыборок предприятий - бывших
государственных (0.23), новых частных (0.20), моно-
(0.21-0.23) и многопрофильных (0.20-0.21).
Суть этой зависимости заключается в том, что по мере
улучшения экономического положения малого предприятия
от неустойчивого к устойчивому в 3-4 раза падает удельный
вес фирм, имеющих зарплату ниже средней в городе (с
55.1% до 14.8% для выборки в целом) и аналогичным образом
растет доля предприятий, где она выше (с 10.3% до 42.9%).
Одновременно растет, хотя и не так резко, доля фирм
со средней для данного города зарплатой (от 34.6% до
42.2%).
Таким образом, среди рассмотренных выше факторов, взаимосвязанных
с уровнем зарплаты в МБ, наибольшее влияние оказывают
следующие (расположены в порядке убывания степени связи):
экономическое положение предприятия; способ его образования;
направления деятельности.
Рассмотренная выше тенденция наиболее отчетливо проявляется
на примере бывших государственных структур, а также
предприятий сферы услуг.
|
|