|
МАЛЫЙ
БИЗНЕС И МЕСТНЫЕ ВЛАСТИ
По
данным опроса, около двух третей предпринимателей
в целом по России никакой реальной помощи от местных
властей не получали. При этом каждый шестой-седьмой
предприниматель прямо заявил, что местные власти
не оказывают помощи никому, а каждые два из пяти
заявили, что просто ничего об этом не знают.
На то, что местные власти оказывают помощь только
"своим" фирмам, а также на то, что власти
стараются помочь всем обращающимся за такой поддержкой,
указали равные доли предпринимателей: каждый пятый.
При этом существенные различия по поводу оценок
помощи прослеживаются в мнениях предпринимателей
производственной и непроизводственной сфер. Каждый
пятый руководитель малого предприятия торговли
и общественного питания считает, что власти помогают
только "своим" фирмам, тогда как среди
руководителей производственных фирм так считает
только каждый шестой предприниматель. Это характерно
только для фирм разных видов деятельности, в оценках
руководителей однопрофильных МП существенных различий
не выявлено. Оказание помощи только "своему"
бизнесу в большей степени отметили вновь созданные
фирмы (каждый пятый), нежели "старые"
(только каждый седьмой-восьмой). В наибольшей
степени настаивают на том, что власти оказывают
помощь только "своим" фирмам, предприниматели
Дальнего Востока (каждый третий); в наименьшей
- руководители МП в Центрально-Черноземном регионе
(каждый девятый-десятый).
Оценки предпринимателями помощи властей существенно
отличаются друг от друга в зависимости от основных
проблем, которые стоят в настоящее время перед
их фирмами. Так, руководители, отмечающие вмешательство
местных властей в деятельность их предприятий,
чаще указывают, что помощь оказывается только
"своим" фирмам (две пятых опрошенных).
Руководители МП, для которых проблемы лежат в
чисто экономической плоскости, в меньшей степени
"подозревают" в этом местные власти.
Различие в оценках по поводу помощи властей всем
предприятиям, кто за такой поддержкой обращается,
наблюдается как раз в среде однопрофильных МП.
Так, предприятия торговли и общественного питания
в меньшей степени считают, что власти стараются
помочь всем обращающимся (каждый седьмой), чем
промышленность (каждый четвертый). Видимо, это
больше связано с плохим "экономическим самочувствием"
руководителей промышленных МП. Между тем различий
в оценках между руководителями "старых"
и "новых" МП не наблюдается.
Существуют и региональные отличия в оценках. Так,
в Северном районе больше всего тех, кто утверждает,
что их власти стараются помочь всем предпринимателям
(каждый третий-четвертый), на Дальнем Востоке
- наибольшее недоверие властям по этому поводу:
тут об этом говорит только каждый восьмой-девятый
предприниматель. Особенно четко различия прослеживаются
между большими (областными) и малыми городами
России. Так, в малых городах на старания властей
помочь любой нуждающейся малой фирме указал каждый
третий-четвертый предприниматель, тогда как в
больших городах на это указывает только каждый
пятый-шестой. Объясняется это тем, что в малых
городах, где все "знают друг друга",
зачастую складываются чуть ли не родственные отношения
между небольшим количеством местных предпринимателей
и местными органами власти. В больших (областных)
городах, где малых предприятий уже много, положение
иное.
Чаще всего настаивают на стараниях властей помочь
всем малым предприятиям те руководители, кто для
решения проблем в начале деятельности сам обращался
за помощью к местной власти (каждый третий). А
в среде тех, кто для решения проблем первоначального
периода использовал помощь знакомых или друзей,
услуги посреднических фирм или брал кредиты в
банках на старания властей помочь всем указывает
только каждый пятый-шестой предприниматель. Результаты
исследования говорят о том, что за помощью к местным
властям в целом обращалась четверть предпринимателей.
На первый взгляд может показаться, что тот, кто
не решился по каким-то соображениям обратиться
за помощью, ее не получал, поэтому и его оценки
в отношении властей ниже. Однако, вполне понятно,
что на начальном этапе могли пойти в органы власти
и управления в основном руководители, имевшие
налаженные старые деловые и личные (неформальные)
связи. Так, за помощью к властям обращался каждый
третий руководитель МП, организовавшегося на базе
госсектора, в то время как среди руководителей
"новых" фирм - только каждый пятый.
Поэтому при создании МП на помощь со стороны властей
руководители "старых" предприятий рассчитывали
получить в большей степени, чем "новые",
таких связей в тот период еще не имеющие. Отсюда
и выше степень их оценки стараний местных чиновников
в деле оказания помощи малому бизнесу.
За помощью к местным властям при решении проблем
становления чаще обращались руководители предприятий
сферы услуг (почти каждый третий). Началом деятельности
малого бизнеса в России условно можно считать
1988-1989 годы (кооперативное движение), характеризующиеся
крайней неразвитостью этой сферы и по существу
началом ее рыночного становления. Руководители
предприятий сферы услуг вынуждены были в большей
мере просить (это еще не значило получить) помощи
у властей для решения своих проблем: в условиях
тогдашней экономики именно от чиновников зависело
решение большинства вопросов. А обращались к властям
за помощью для решения первоначальных проблем
около четверти предприятий, занимающихся исключительно
производственной деятельностью, и менее одной
пятой предприятий сферы торговли и общественного
питания.
Какова же реальная помощь, оказываемая властями
бизнесу? На первом месте стоит финансовая поддержка
(ссуды, кредиты, налоговые льготы в местный бюджет).
На получение такой помощи указал каждый пятый-шестой
бизнесмен. Подчеркнем, что сами предприниматели
именно этот вид поддержки воспринимают как собственно
помощь. На втором-третьем месте - консультации,
семинары для работников МП, снабжение необходимой
информацией и помощь с поиском и арендой помещений.
В настоящее время для подавляющего большинства
малых предприятий проблема вмешательства местных
властей в деятельность фирмы в число основных
не входит. Только 4.1% руководителей отметили
как основную проблему такое вмешательство. Негативное
влияние местных органов власти на малый бизнес
явно снизилось. На начальной стадии развития предпринимательства
в России власти, будучи в идеологическом смысле
настроенными более негативно, чем сейчас, имели
больше возможностей вмешиваться в деятельность
МП, хотя бы при их регистрации. Видимо, сейчас
возможностей откровенно вмешиваться в хозяйственные
дела малых предприятий у местных властей становится
меньше, да и сами они уже иначе относятся к предпринимательству.
Отчасти это говорит и о росте коррумпированности
местных властей.
|
|