МАЛЫЙ БИЗНЕС И МЕСТНЫЕ ВЛАСТИ

По данным опроса, около двух третей предпринимателей в целом по России никакой реальной помощи от местных властей не получали. При этом каждый шестой-седьмой предприниматель прямо заявил, что местные власти не оказывают помощи никому, а каждые два из пяти заявили, что просто ничего об этом не знают.
На то, что местные власти оказывают помощь только "своим" фирмам, а также на то, что власти стараются помочь всем обращающимся за такой поддержкой, указали равные доли предпринимателей: каждый пятый. При этом существенные различия по поводу оценок помощи прослеживаются в мнениях предпринимателей производственной и непроизводственной сфер. Каждый пятый руководитель малого предприятия торговли и общественного питания считает, что власти помогают только "своим" фирмам, тогда как среди руководителей производственных фирм так считает только каждый шестой предприниматель. Это характерно только для фирм разных видов деятельности, в оценках руководителей однопрофильных МП существенных различий не выявлено. Оказание помощи только "своему" бизнесу в большей степени отметили вновь созданные фирмы (каждый пятый), нежели "старые" (только каждый седьмой-восьмой). В наибольшей степени настаивают на том, что власти оказывают помощь только "своим" фирмам, предприниматели Дальнего Востока (каждый третий); в наименьшей - руководители МП в Центрально-Черноземном регионе (каждый девятый-десятый).
Оценки предпринимателями помощи властей существенно отличаются друг от друга в зависимости от основных проблем, которые стоят в настоящее время перед их фирмами. Так, руководители, отмечающие вмешательство местных властей в деятельность их предприятий, чаще указывают, что помощь оказывается только "своим" фирмам (две пятых опрошенных). Руководители МП, для которых проблемы лежат в чисто экономической плоскости, в меньшей степени "подозревают" в этом местные власти.
Различие в оценках по поводу помощи властей всем предприятиям, кто за такой поддержкой обращается, наблюдается как раз в среде однопрофильных МП. Так, предприятия торговли и общественного питания в меньшей степени считают, что власти стараются помочь всем обращающимся (каждый седьмой), чем промышленность (каждый четвертый). Видимо, это больше связано с плохим "экономическим самочувствием" руководителей промышленных МП. Между тем различий в оценках между руководителями "старых" и "новых" МП не наблюдается.
Существуют и региональные отличия в оценках. Так, в Северном районе больше всего тех, кто утверждает, что их власти стараются помочь всем предпринимателям (каждый третий-четвертый), на Дальнем Востоке - наибольшее недоверие властям по этому поводу: тут об этом говорит только каждый восьмой-девятый предприниматель. Особенно четко различия прослеживаются между большими (областными) и малыми городами России. Так, в малых городах на старания властей помочь любой нуждающейся малой фирме указал каждый третий-четвертый предприниматель, тогда как в больших городах на это указывает только каждый пятый-шестой. Объясняется это тем, что в малых городах, где все "знают друг друга", зачастую складываются чуть ли не родственные отношения между небольшим количеством местных предпринимателей и местными органами власти. В больших (областных) городах, где малых предприятий уже много, положение иное.
Чаще всего настаивают на стараниях властей помочь всем малым предприятиям те руководители, кто для решения проблем в начале деятельности сам обращался за помощью к местной власти (каждый третий). А в среде тех, кто для решения проблем первоначального периода использовал помощь знакомых или друзей, услуги посреднических фирм или брал кредиты в банках на старания властей помочь всем указывает только каждый пятый-шестой предприниматель. Результаты исследования говорят о том, что за помощью к местным властям в целом обращалась четверть предпринимателей. На первый взгляд может показаться, что тот, кто не решился по каким-то соображениям обратиться за помощью, ее не получал, поэтому и его оценки в отношении властей ниже. Однако, вполне понятно, что на начальном этапе могли пойти в органы власти и управления в основном руководители, имевшие налаженные старые деловые и личные (неформальные) связи. Так, за помощью к властям обращался каждый третий руководитель МП, организовавшегося на базе госсектора, в то время как среди руководителей "новых" фирм - только каждый пятый. Поэтому при создании МП на помощь со стороны властей руководители "старых" предприятий рассчитывали получить в большей степени, чем "новые", таких связей в тот период еще не имеющие. Отсюда и выше степень их оценки стараний местных чиновников в деле оказания помощи малому бизнесу.
За помощью к местным властям при решении проблем становления чаще обращались руководители предприятий сферы услуг (почти каждый третий). Началом деятельности малого бизнеса в России условно можно считать 1988-1989 годы (кооперативное движение), характеризующиеся крайней неразвитостью этой сферы и по существу началом ее рыночного становления. Руководители предприятий сферы услуг вынуждены были в большей мере просить (это еще не значило получить) помощи у властей для решения своих проблем: в условиях тогдашней экономики именно от чиновников зависело решение большинства вопросов. А обращались к властям за помощью для решения первоначальных проблем около четверти предприятий, занимающихся исключительно производственной деятельностью, и менее одной пятой предприятий сферы торговли и общественного питания.
Какова же реальная помощь, оказываемая властями бизнесу? На первом месте стоит финансовая поддержка (ссуды, кредиты, налоговые льготы в местный бюджет). На получение такой помощи указал каждый пятый-шестой бизнесмен. Подчеркнем, что сами предприниматели именно этот вид поддержки воспринимают как собственно помощь. На втором-третьем месте - консультации, семинары для работников МП, снабжение необходимой информацией и помощь с поиском и арендой помещений.
В настоящее время для подавляющего большинства малых предприятий проблема вмешательства местных властей в деятельность фирмы в число основных не входит. Только 4.1% руководителей отметили как основную проблему такое вмешательство. Негативное влияние местных органов власти на малый бизнес явно снизилось. На начальной стадии развития предпринимательства в России власти, будучи в идеологическом смысле настроенными более негативно, чем сейчас, имели больше возможностей вмешиваться в деятельность МП, хотя бы при их регистрации. Видимо, сейчас возможностей откровенно вмешиваться в хозяйственные дела малых предприятий у местных властей становится меньше, да и сами они уже иначе относятся к предпринимательству. Отчасти это говорит и о росте коррумпированности местных властей.

 
 
 

1. Аннотация

2. Методы и экономико-институциональ-
ный фон исследования

2.1. Предпосылки анализа

2.2. Экономическая и организационно-правовая среда малого предпринимательст-
ва

2.3. Характеристика выборки

2.4. Цель, логика и методы анализа

3. Проблемы становления малых предприятий

4. Поведение на рынке

4.1. Мотивация выбора деятельности

4.2. Цели фирмы

4.3. Взаимосвязанность управленческих решений

4.4. Проблемы снабжения и быта

4.5. Ценообразование и конкуренция

5. Политика в области труда и социального обеспечения

5.1. Политика заработной платы

5.2. Социальная поддержка

6. Приспособление к финансовым ограничениям

6.1. Роль финансовых проблем

6.2. Адаптация к налоговой системе

6.3. Источники финансовых средств

6.4. Направления и условия развития

7. Малые предприятия в переходной институциональной среде

7.1. Малый бизнес и местные власти

7.2. Взаимоотношения с с союзами и ассоциациями МП

7.3. Субъективные ожидания мер государственной поддержки

8. Цели, управленческие решения и экономическое положение

9. Заключение: адаптационный потенциал малого бизнеса