|
СУБЪЕКТИВНЫЕ
ОЖИДАНИЯ МЕР
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
В
числе первоочередных трех мер, которые, с точки
зрения предпринимателей, в наибольшей степени
способствовали бы развитию малого бизнеса в России,
две носят финансовый и одна нормативно-правовой
(законодательный) характер. Данные опроса позволяют
составить следующую рейтинговую шкалу ожиданий
предпринимателей:
1.
Предоставление налоговых льгот (82.7%)
2.
Надежные законодательные гарантии (70.3%)
3.
Получение льготных кредитов под конкретные проекты
(57.1%)
4.
Защита от рэкета и мафии (17.2%)
5-6.
Создание информационной среды (13.2%)
5-6.
Защита от произвола местных чиновников (13.1%)
7.
Содействие в получении помощи от зарубежных организаций
(6.4%)
Предоставления
налоговых льгот в равной мере желают руководители
МП различных сфер деятельности и регионов, а также
предприятий, различающихся по экономическому положению
и целям руководства. Между тем способ образования
фирмы - тот фактор, который существенно влияет
на ожидание бизнесом такой меры господдержки как
налоговые льготы. Малые предприятия, образованные
на базе государственных, значительно больше настроены
иждивенчески в отношении государства. Новые предприятия
ждут от государства "налоговых поблажек"
в меньшей мере (80.2%), чем старые (87.7%). Характерно,
что наибольшее желание получить от государства
налоговые льготы выражают те фирмы, которые испытывают
экономические трудности (приобретением сырья,
нехватка денежных оборотных средств, большие налоги
- 84-87%); наименьшее - фирмы, для которых основной
является внеэкономическая проблема рэкета (73.0%).
При этом выявляется интересный феномен: каждый
шестой-седьмой предприниматель, для которого субъективно
основной является проблема больших налогов, парадоксальным
образом не считает, что государство должно предоставлять
малому бизнесу налоговые льготы. Видимо, эта часть
бизнесменов в большей степени научилась от этих
налогов уходить.
Обеспечения надежных законодательных гарантий
развития малого бизнеса предприниматели ожидают
вне зависимости от сферы их деятельности в равной
степени. Влияют на эти ожидания такие факторы
как способ образования, экономическое положение
предприятия, проблемы, с которыми фирма сталкивается
в настоящее время; регион. Так, "новые"
предприятия в значительно большей степени ожидают
от государства надежных правовых гарантий своего
бизнеса (75.2%), чем "старые" (60.5%).
Чем устойчивее и перспективнее экономическое положение
фирмы, тем в большей мере она желает, чтобы государство
в законодательном порядке защитило ее бизнес (желают
надежных законодательных гарантий своего развития
64.9% предприятий с совсем неустойчивым экономическим
положением и угрозой банкротства, 69.4% предприятий
с не вполне устойчивым экономическим положением
и 73.3% фирм с устойчивым положением и хорошими
перспективами развития). Таким образом, очевидно:
чем больше развивается и укрепляется бизнес, тем
больше возрастает его интерес в устойчивом законодательстве
и, следовательно, в эволюционном (правовом) развитии
экономики и общества в целом.
Характерно, что надежного законодательного обеспечения
в большей степени ждут от государства предприниматели,
поставившие основной целью развитие своего предприятия
(около трех четвертей опрошенных). Среди предпринимателей,
ставящих перед собой тактические цели (выживания,
получения прибыли сегодня без "заглядывания"
в перспективу), эта доля составляет около двух
третей.
Логично, что в наибольшей степени ожидают от государства
надежных законодательных гарантий руководители
фирм, которые отмечают их в числе основных проблем
своей деятельности (87.3%). Однако, каждый седьмой
руководитель, который столкнулся с отсутствием
правовых гарантий развития его бизнеса и зачислил
эту проблему в число основных, тем не менее не
указывает, что в целом законодательные гарантии
будут способствовать развитию малого бизнеса в
России. Возможно, эти фирмы нашли более действенные
способы защиты и гарантий своего бизнеса в лице
организованных преступных группировок (так называемые
"крыши"). В наименьшей степени заинтересованы
получить от государства твердые законодательные
гарантии руководители тех фирм, у которых в настоящее
время есть проблемы со сбытом продукции, реализацией
товаров и услуг (63.4%). Очевидно, руководители
фирм, серьезно столкнувшихся с этими проблемами
и ограниченностью спроса, в меньшей степени задумываются
о "законодательной" стабильности экономики
и в большей - нацелены на "сиюминутное"
решение проблем.
В Северном районе в наибольшей степени среди других
обследованных регионов предприниматели ждут обеспечения
надежных законодательных гарантий своему делу
(77.4%); в наименьшей - на Урале (61.6%). Различия
в ожиданиях в значительной мере объясняется политикой
местных властей в отношении малого бизнеса. Между
тем она в разных регионах не проста различна,
а зачастую диаметрально противоположна.
На ожидания предпринимателями льготных кредитов
под конкретные проекты существенное влияние оказывает
фактор сферы деятельности (специализации) предприятия.
Однопрофильные промышленные предприятия в большей
степени ожидают от государства льготных кредитов
(67.7%), чем предприятия, занимающиеся только
торговлей или общественным питанием (54.7%), только
строительством (49.7%) или только предоставлением
услуг (49.8%). Это и понятно: финансовые проблемы
(будь фирма малой или крупной), связанные с отсутствием
оборотных средств (дороговизна кредитов), меньшим
набором способов сокрытия налогов, длительностью
производственного цикла, ограничениями спроса
и т.д., в промышленности ощущаются значительно
острее, чем в других сферах деятельности. Последнее
относится и к сфере строительства, которая в некоторых
регионах в настоящее время испытывает бум. Промышленные
малые предприятия явно не могут "заработать"
достаточно собственных средств для развития.
Проблемы, стоящие в настоящее время перед предпринимателями,
оказывают существенное влияние на ожидания ими
льготных кредитов. Так, наиболее тесно связана
с ожиданиями предпринимателями льготных кредитов
от государства оценка ими проблемы нехватки денежных
средств. Почти по две трети руководителей МП,
у которых не хватает собственных средств на развитие
производства или оборотных средств на текущие
нужды, желают получить льготные кредиты. Одновременно
и каждый второй предприниматель, считающий основной
своей проблемой инфляцию и ненадежность рубля,
ждет от государства льготных кредитов под свои
проекты, не понимая, что такие кредиты только
увеличат инфляцию. Меньше всего нацелены получить
от государства льготные кредиты те предприниматели,
перед которыми стоит угроза рэкета или мафии (меньше
половины данной группы руководителей). Очевидно,
что предприятия, которыми интересуется рэкет,
имеют лучшее финансовое положение и в кредитах
не нуждаются или нуждаются в меньшей степени.
Кроме того, проблема кредитов, даже если она и
существует, отступает перед проблемой собственной
безопасности или проблемой сохранения тех средств,
которые уже у фирмы есть.
Напротив, совершенно не играет никакой роли способ
образования фирмы. И "старые", и "новые"
в равной мере считают, что помочь малому бизнесу
могут льготные кредиты под конкретные проекты.
Не влияют на ожидания льготных кредитов цели,
которые ставят перед собой руководители МП, и
экономическое положение их предприятий.
Наиболее очевидна взаимосвязь желаемости государственной
защиты от рэкета (мафии) и экономического положения
предприятия. Чем хуже экономическое положение
фирмы, тем больше ее руководители желают, чтобы
государство их защитило от преступности. Так,
государственной защиты от рэкета ждут 22% руководителей
МП с совсем неустойчивым положением и угрозой
банкротства, 16.5% руководителей фирм с не вполне
устойчивым положением и неопределенностью перспектив
и 14.1% предпринимателей с устойчивым положением
их предприятий и хорошими перспективами развития.
Объясняется это двумя причинами: во-первых, фирмы
с устойчивым экономическим положением имеют достаточные
финансовые возможности как для того, чтобы "откупиться"
от рэкета, так и для того, чтобы "защититься"
от него собственной службой безопасности. Во-вторых,
для предприятий с устойчивым экономическим положением,
даже если они платят "дань" мафии, это
не настолько разорительно, насколько может быть
разорительным для слабых в экономическом отношении
фирм.
|
|