|
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
С СОЮЗАМИ И АССОЦИАЦИЯМИ МП
В
отличие от нормальных рыночных экономик, где большинство
малых предприятий входят в те или иные "лоббистские"
структуры (могут входить в несколько различных
объединений), руководители российских предприятий
предпочитают "обходить стороной" собственные
союзы и ассоциации. Около пятой части предпринимателей
России входит в то или иное объединение (310 из
1628).
При этом в местные объединения малых предприятий
входит каждое шестое-седьмое обследованное МП,
в российские - только каждое пятнадцатое-шестнадцатое
(см. Приложение, таблица 23). Малый бизнес явно
предпочитает местные ассоциации. Большинство "осоюзенных"
МП предпочитают также входить либо в федеральные,
либо только в местные объединения: только каждое
шестое-седьмое предприятие из включенных в объединения
входит одновременно и в российские, и в местные
союзы и ассоциации (46 из 310).
Чуть больше половины входящих как в местные, так
и в российские объединения указали, что получали
от них какую-либо помощь (53.9% - из входящих
в местные объединения и 52.9% - из входящих в
российские). Между тем когда речь заходит о конкретных
видах помощи, то 66.1% включенных в местные и
66.3% входящих в российские ассоциации отмечают,
что определенные ее виды они получали (информационная
поддержка, возможность рекламы, обучения и т.д.)
Объясняется это тем, что многие предприниматели
считают реальной помощью со стороны ассоциаций
именно предоставление финансовых средств (ссуд,
кредитов), относясь к остальным виды поддержки
с известной долей скепсиса: либо считают их чем-то
второстепенным, либо убеждаются в их неэффективности
и некачественности. Однако, получать кредиты и
иную финансовую помощь с помощью объединений удавалось
немногим руководителям МП - только каждому пятому-шестому
включенному в ассоциации.
Понятно, что одна из основных функций объединений
МП - предоставление информации малому бизнесу.
Эту функцию, по оценкам самих предпринимателей,
союзы и ассоциации разных уровней формально вроде
бы выполняют (о качестве и эффективности речь
пока не идет - об этом будет сказано ниже). Так,
свыше трети руководителей МП указывают, что им
удавалось с помощью объединений находить информацию
о поставщиках и потребителях. Примерно равные
по значимости виды поддержки, предоставляемые
союзами и ассоциациями - возможность рекламировать
их деятельность, в том числе на ярмарках и выставках,
а также возможность отстаивать интересы предпринимателей
перед властями. Каждый третий-четвертый руководитель
из обеих групп указал на то, что получал от ассоциаций
возможность себя рекламировать и лоббировать свои
интересы в структурах власти.
Таким образом, можно составить следующую рейтинговую
шкалу видов помощи, оказываемых объединениями
МП с точки зрения предпринимателей:
1-3.
Находить информацию о поставщиках и потребителях
(38.9%);
1-3.
Иметь возможность рекламировать свою деятельность,
в т.ч. на выставках, ярмарках (32.6%);
1-3.
Отстаивать интересы предпринимателей перед властями
(31.8%);
4-5.
Получать информацию о готовящихся законопроектах
в сфере бизнеса и (или) участвовать в их разработке
(26.8%);
4-5.
Получать кредиты (21.3%);
6.
Найти выход на внешний рынок (9.2%);
7.
Получать помощь от международных организаций (2.1%).
Отметим
существенную деталь: если никакой статистической
связи между включенностью в местные ассоциации
и возможностью отстаивать через них свои интересы
перед властями не просматривается, то когда речь
идет о российских объединениях МП, такая связь
есть (теснота связи 0.15). Однако, оказалось,
что российские объединения даже в меньшей степени,
чем местные, дают возможность своим членам отстаивать
их конкретные интересы перед властями. В этом
смысле "свои" чиновники, до которых
в ряде случаев имеют шансы "дотянуться"
местные ассоциации, гораздо доступнее, чем федеральные,
на которые выход российским ассоциациям зачастую
заказан. Так, если больше трети включенных в местные
ассоциации предприятий имели возможность отстаивать
через них свои интересы перед властями, то среди
входящих в российские ассоциации такую возможность
имели меньше четверти фирм.
И наоборот, российские объединения МП имеют все-таки
больше возможностей предоставлять им информацию
о готовящихся законопроектах в сфере бизнеса и
(или) участвовать в их разработке. Местные объединения
таких возможностей не имеют в силу "удаленности"
от Москвы и органов законодательной и исполнительной
власти, где такие законопроекты готовятся. В некоторых
случаях органы власти даже делают рассылку законопроектов
в заинтересованные "лоббистские" предпринимательские
структуры для "экспертизы" и "обкатки".
Рассылка эта небольшая, и местные ассоциации в
нее не включаются. Для примера: получать информацию
о готовящихся законопроектах и (или) участвовать
в их разработке имели возможность 39.1% предпринимателей,
входящих в российские объединения МП, и только
27.4% входящих в местные.
Фактор численности играет минимальную роль при
вхождении малых предприятий в местные ассоциации,
но имеет значение при вхождении в российские объединения.
Так, только 3.8% фирм с численностью до 15 человек
входят в российские объединения, с численностью
от 16 до 50 человек - 7% предприятий; от 51 до
100 - 8.6% фирм и от 100 до 200 - 14.6% предприятий.
Малые предприятия с численностью от 100 до 200
человек - это производственная сфера, объемы выпускаемой
продукции которой зачастую превосходят возможности
их поглощения местными рынками, поэтому у них
объективно есть потребность в выходе на дальние
рынки не только за пределами своего города, но
и за пределами региона. У совсем маленьких фирм
нет потребности в общероссийских рынках, в выходе
на которые могут помочь российские союзы и ассоциации.
Малые предприятия численностью до 15 человек -
в подавляющем большинстве торговые, которые закупают
продукцию такими партиями, которые способен поглотить
местный рынок, у них хоть и есть потребность в
дальних рынках (для закупок), но она меньшая и,
как правило, ограничивается Москвой. Кроме того,
работает и фактор инерции: многие предприятия
с большой численностью персонала входили в российские
объединения раньше и продолжают входить туда "по
традиции".
Если способ создания предприятия не влияет на
вхождение МП в местные объединения, то статистическая
связь выявляется, когда речь идет о российских.
Бывшие государственные предприятия (возможно,
в значительной мере по инерции) чаще входят в
российские объединения, чем вновь созданные фирмы.
Руководители производственной сферы в большей
степени склонны к объединению со своими коллегами
в местных ассоциациях. В отношении предприятий
различных сфер деятельности, входящих в федеральные
объединения, существенных различий не наблюдается.
Существует совершенно определенная взаимосвязь
между включенностью в местные и российские ассоциации
и способами преодоления трудностей, использованными
предприятиями на этапе становления. Так, кредиты
в банках брали в большей степени фирмы, в ассоциациях
состоящие (их доля среди входящих в местные составляет
54.5%, в российские - 60.2%, в то время как в
целом по выборке - только 42.6%). С этой точки
зрения, ассоциации могут быть достаточно действенным
(но только в сравнении с другими) инструментом
и каналом доступа к кредитам.
Обращались за помощью к союзам и ассоциациям чаще
те руководители, чьи предприятия сейчас в них
включены (каждый пятый), чем в целом по России
(только каждый двадцать пятый). Очевидно, что
для тех, кто изначально входил в ассоциации, было
вполне естественным обращение к ним за помощью.
Тот, кто получал эту помощь, мог вступить в ассоциацию
и официально.
Еще одна деталь. Свыше трети фирм, входящих в
настоящее время в объединения МП, для решения
проблем первоначального периода обращались за
помощью к властям, в то время как в целом по выборке
- только около четверти. Видимо, в большей степени
это относится к тем фирмам, кто именно на начальном
этапе входил в объединения, поскольку в период
становления малого бизнеса в России ассоциации
зачастую создавались при участии местных властей
(в качестве учредителей). Руководство объединений
имело возможности прямого "вхождения"
в кабинеты местных чиновников исполнительной и
представительной власти. Обратная связь тоже очевидна:
обращающимся за помощью к властям предпринимателям
чиновники могли "советовать" вступить
в создаваемые под своим патронажем ассоциации
малого бизнеса.
Подчеркнем еще раз, что факт вхождения МП в российские
объединения наиболее тесно взаимосвязан с размерами
предприятия, менее тесно - со способом его образования.
Для вхождения МП в местные союзы и ассоциации
сфера деятельности оказалась самым значимым фактором.
Отметим и отсутствие взаимосвязей. Вхождение предприятий
в местные и российские ассоциации совершенно не
помогает решать им проблемы, возникающие при сбыте
продукции, товаров или услуг. У невключенных в
ассоциации фирм проблема сбыта стоит с той же
степенью остроты, что и у включенных. В этом смысле
можно говорить о низкой эффективности объединений
МП по обеспечению своих членов информацией о рынках
сбыта, о потенциальных потребителях. Хотя многие
и отмечают возможность через ассоциации получать
информацию и рекламировать свою деятельность,
связи между вхождением в ассоциации и желанием
получить от государства нормальную информационную
среду (центры, коммуникации и т.д.) не наблюдается.
Поскольку ассоциации плохо выполняют свои функции
информирования, то руководители МП, как входящие
сюда так и не входящие, в одинаковой мере ожидают
создания такой среды от государства.
Вхождение малых предприятий в союзы и ассоциации
(как в местные, так и в российские) никак не сказывается
на их экономическом положении, ни в коей мере
не помогает его улучшить. Надо отметить и тот
нерадостный факт, что ассоциации не защищают предпринимателей
от неблагоприятных внешних сил: воздействия местных
чиновников и мафии (рэкета). И включенные в объединения,
и и не входящие сюда в равной степени желают государственной
защиты от них.
Не выявлено статистически значимой зависимости
между вхождением МП в местные или российские ассоциации
и теми целями, которые ставят перед собой руководители
фирм.
|
|