ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ

Исследование выполнено в 1994-95гг. Ему предшествовали глубокие интервью на 20 предприятиях двух регионов России, на основе которых и разработана анкета. В 1994г. с помощью местных властей проведен анкетный опрос руководителей предприятий по репрезентативной выборке: территориальной и отраслевой. Распределение предприятий по размерам и организационно-правовым формам стало результатом построения выборки. В общей сложности было опрошено 1628 руководителей МП во всех 11 регионах России (Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжье, Северный Кавказ, Северо-Западный и Северный регионы, Урал, Восточная Сибирь, Западная Сибирь и Дальний Восток). При этом опрашивались предприниматели не только республиканских, краевых и областных центров, но и малых городов российской "глубинки".
В выборке представлены малые предприятия различных направлений деятельности: наибольшее число малых предприятий занимается в настоящее время торговлей и общественным питанием (каждая третья фирма), на втором-третьем месте - промышленные предприятия и предприятия сферы услуг населению (этой деятельностью занимается каждое четвертое), следующей по значимости группировкой стали предприятия сферы строительства (каждое пятое). На пятом-шестом месте - предприятия, предоставляющие посреднические услуги, и фирмы, предоставляющие услуги другим предприятиям (каждое седьмое-восьмое предприятие). Самыми малочисленными оказались три группы МП: науки и научного обслуживания, транспорта и связанные с сельским хозяйством (только каждое шестнадцатое-семнадцатое). Поскольку на практике предприятия часто занимаются несколькими видами деятельности, в сумме относительный показатель выше 100%. Оказалось, что в целом по выборке занимаются одним (в принятой нами в вопроснике классификации) видом деятельности 65.4%, двумя - 22.6%, тремя и более - 12%. Среднее число видов деятельности - 1.5-1.6.
В выборке представлены предприятия разных форм собственности и организационно-правовых форм: государственные и муниципальные, акционерные общества открытого и закрытого типов, товарищества, индивидуальные (семейные) частные, совместные предприятия и другие со статусами, не предусмотренными действующим российским законодательством: например, не прошедшие перерегистрацию кооперативы.
Согласно действующему ныне Постановлению Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года N 406, к малым предприятиям относятся предприятия всех организационно-правовых форм, установленных Законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности", как вновь создаваемые, так и действующие, со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек (в том числе в промышленности и строительстве - до 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100 человек; в других отраслях производственной сферы - до 50 человек; в отраслях непроизводственной сферы - до 15 человек). Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства", который находится на рассмотрении парламента, предусматривает существенное снижение критерия численности МП. В данном анализе используются действующие пока критерии.
На практике основной массив малых предприятий оказался сосредоточенным в пределах численности до 15 человек (половина опрошенных). На каждом третьем-четвертом малом предприятии работает от 16 до 50 человек; на каждом восьмом-девятом - от 51 до 100. Каждое десятое малое предприятие имеет от 100 до 200 работников.
Отметим, что основная часть малых предприятий - более 55% является новыми структурами, а кроме того - более 11% опрошенных МП создавались в перестроечный период на волне кооперативного движения. Каждое третье предприятие образовалось из государственного путем приватизации, реорганизации, распада и т.п. с использованием его помещений, оборудования, персонала.

 
 
 

1. Аннотация

2. Методы и экономико-институциональ-
ный фон исследования

2.1. Предпосылки анализа

2.2. Экономическая и организационно-правовая среда малого предпринимательст-
ва

2.3. Характеристика выборки

2.4. Цель, логика и методы анализа

3. Проблемы становления малых предприятий

4. Поведение на рынке

4.1. Мотивация выбора деятельности

4.2. Цели фирмы

4.3. Взаимосвязанность управленческих решений

4.4. Проблемы снабжения и быта

4.5. Ценообразование и конкуренция

5. Политика в области труда и социального обеспечения

5.1. Политика заработной платы

5.2. Социальная поддержка

6. Приспособление к финансовым ограничениям

6.1. Роль финансовых проблем

6.2. Адаптация к налоговой системе

6.3. Источники финансовых средств

6.4. Направления и условия развития

7. Малые предприятия в переходной институциональной среде

7.1. Малый бизнес и местные власти

7.2. Взаимоотношения с с союзами и ассоциациями МП

7.3. Субъективные ожидания мер государственной поддержки

8. Цели, управленческие решения и экономическое положение

9. Заключение: адаптационный потенциал малого бизнеса