|
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ СРЕДА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Обобщение
результатов, проведенных в 1992-1994 гг. исследований, позволяет
в целом оценить условия становления предпринимательства
в России как неблагоприятные. Реальное положение, роль малого
бизнеса в экономике России и возможности развития ограничены
сложившейся системой социально-экономических отношений,
условиями переходной экономики.
Экономическую среду малого бизнеса характеризует нестабильность
денежного обращения, обесценение рубля. Инфляция предопределяет
многие финансовые проблемы предприятий, особенно производственных,
но в то же время может быть "двигателем" торговли
и иных посреднических видов деятельности.
Важнейшим фактором является неравномерность распределения
собственности, неравноправие государственного и негосударственного
секторов. Практически вся собственность - в том числе земля
и недвижимость - принадлежит государству (точнее сказать,
фактически используется директоратом государственных предприятий
и представителями властных структур, в основном региональных),
а также уже приватизированным предприятиям. Даже предприятия,
возникшие в ходе "малой приватизации", обычно
получали права собственности на оборудование и оборотные
фонды, а помещения передавались только на правах аренды.
Для организационно-правовой среды малого бизнеса характерна
нестабильность законодательства, отсутствие необходимых
для предпринимательства законов и невыполнение уже имеющихся.
При этом практически нет действенных механизмов, обеспечивающих
контроль за соблюдением законов.
Предпринимательство в России находится под жестким прессом
бюрократического аппарата и его "неписаных" законов.
Отсюда большое количество контролирующих малый бизнес и
дублирующих функции друг друга органов федеральной и местной
власти, действия которых обычно невозможно оспорить в судебном
порядке.
До сих пор не устранены существенные пробелы в законодательной
базе малого предпринимательства. Нет правовых гарантий равенства
всех форм собственности и защиты частной собственности.
Недостаточно юридически проработан механизм купли-продажи
предприятий и залога недвижимости, а также арендные отношения.
Отсутствует закон о земле, что не позволяет фермерам и предпринимателям
гарантировать кредиты банков залогом земли.
Законодательство, обеспечивающее развитие малого бизнеса,
в России только формируется. В настоящее время введена в
действие первая часть Гражданского кодекса. Прошел второе
чтение Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства",
но был отклонен Советом Федерации. Закон носит рамочный
характер, фактически содержит только набор пожеланий без
конкретных механизмов их реализации, а также ряд положений,
которые можно легко обойти. Уменьшая критерий численности,
Закон исключает из малого бизнеса большую часть производственных
предприятий и значительно повышает долю предприятий сферы
торговли и услуг.
Налоговая система носит фискальный характер, направлена
прежде всего на максимальное изъятие средств предприятий,
что заставляет их укрывать от государства получаемую прибыль
(велико количество налогов и сборов, очень высоки их ставки,
часто вносятся изменения в законодательство о налогообложении
и т.д.) По данным Государственного комитета по антимонопольной
политике РФ (ГКАП), совокупные изъятия в федеральный и местные
бюджеты (до 40 наименований налогов и иных обязательных
платежей) достигают 90% балансовой прибыли, а в некоторых
случаях превышают 100%.
Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства"
вообще запутывает эту сферу. Статья 9 предусматривает, что
малые предприятия в течение пяти лет подлежат налогообложению
по той схеме, которая действовала на момент их регистрации,
если последующее изменение законодательства создает для
МП менее благоприятные условия. При введении в действие
этой статьи каждое малое предприятие обретет "свое"
налоговое законодательство, что осложнит работу налоговых
служб и создаст благоприятную среду для коррупции.
В настоящее время в правительственных и парламентских кругах
циркулируют планы ввести новую систему налогообложения.
Основная ее идея такова: малое предприятие на определенный
срок покупает лицензию и тем самым освобождается от уплаты
налогов. Однако, действие этой системы предусматривается
распространить не на все малые предприятия, а только на
те, численность персонала которых не превышает 20 человек.
В этом случае "зависают" МП с численностью от
21 до 100 человек, которые под такую схему налогообложения
не попадают.
Процедура регистрации МП в последнее время заметно упростилась,
но проблемы остаются. Речь идет о высокой стоимости регистрации
(внесение части уставного капитала, оплата услуг регистрирующего
органа, органов статистики, госпожнадзора, санэпиднадзора,
вневедомственной охраны, оплата нотариальных и аудиторских
услуг, необходимых для учредительных документов и т.д.).
Так, по данным ГКАП, затраты на регистрацию предприятия
в Тверской области в октябре 1994 года составляли не менее
2,5 млн. рублей.
Закон "О государственной поддержке..." предусматривает
уведомительный порядок регистрации - малое предприятие считается
"малым" с момента подачи заявления в местные органы
власти. Предусмотрен и механизм судебного обжалования в
случае необоснованного отказа в регистрации или уклонения
от нее. В соответствии с Указом Президента РФ N 1930 от
17.09.94, при рассмотрении в арбитражных судах исковых заявлений
о признании недействительными актов государственных органов
взимается пошлина в размере 20 минимальных месячных зарплат.
Во втором чтении в Закон была внесена поправка, предусматривающая
конкретный механизм предъявления санкций за необоснованный
отказ в регистрации. Хотя Закон не освобождает от внесения
этой суммы, но предусмотрен возврат госпошлины истцу в случае
решения суда в его пользу, взыскание которой производится
с ответчика.
Продолжает сдерживать развитие бизнеса несовершенство системы
лицензирования, сертификации товаров и услуг. Так, например,
до сих пор нет Закона о лицензионной деятельности. Принятое
недавно Правительством РФ постановление "О лицензировании
отдельных видов деятельности" существенно упрощает
процедуру получения лицензии, увеличивает срок ее действия,
снижает количество лицензируемых видов деятельности, минимизирует
плату, тем самым ограничивая "самодеятельность"
органов, выдающих лицензии. Но постановление не охватывает
лицензионную сферу целиком из-за невозможности внести изменения
в нормативные акты более высокого уровня (Законы РФ и Указы
Президента РФ), которые тоже регулируют вопросы лицензирования
отдельных видов деятельности.
На региональном уровне существуют решения и действия властей,
препятствующие становлению предпринимательства. Региональные
органы, по данным ГКАПа, создают барьеры малому бизнесу
при распределении льгот на использование природных ресурсов,
дискриминируют его при кредитовании и субсидировании, ущемляют
права отдельных хозяйствующих субъектов, либо, напротив,
предоставляют кому-то эксклюзивные права и индивидуальные
льготы. Немало и прямых нарушений законодательства о предпринимательской
деятельности. Так в Воронежской и ряде других областей местные
администрации неоднократно в директивном порядке запрещали
вывоз произведенной тут сельскохозяйственной продукции за
пределы области.
Что касается информационной среды, то малый бизнес никогда
не был включен в традиционные каналы обмена информацией,
хотя нуждается в своевременном информирование об условиях
и правилах экономической деятельности и их изменениях, а
также информации для маркетинга. Отсутствуют государственные
информационные каналы. Нет информационных служб, действующих
на коммерческой основе и отвечающих за своевременность и
достоверность сведений. Реклама в средствах массовой информации
большинству не по карману.
|
|