МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анализ поведения предприятия начнем с его организации. Мотивация первоначального выбора сферы деятельности фирмы уже дает представление о том, насколько просчитано решение начать собственное дело, насколько адаптивными могут быть принимаемые в дальнейшем решения.
Причины, определившие выбор направлений деятельности, достаточно условно можно разделить на рыночные и традиционные. К первому типу относятся степень дефицитности рынка конкретной продукции, возможность быстро окупить вложенные средства, резервы диверсификации и экспортный потенциал данного производства. Ко второму - предыдущий опыт работы, поддержка знакомых и низкий уровень стартового капитала.
Расхождения в рейтингах мотивов первоначального выбора для выборки в целом и каждой из основных групп (см. таблицу 26 Приложения), не очень существенны. Везде на первом плане стоит наличие опыта работы в выбранной области, на последнем - возможность экспорта, что объясняется низкой конкурентоспособностью отечественной продукции.
Расхождения в опыте работы между группами статистически значимы. Так, трое из каждых четырех руководителей "старых" предприятий уже имели опыт работы в выбранной области. В новом частном бизнесе - только каждый второй. (Аналогичное соотношение по ответам руководителей сугубо производственных МП и предприятий торговли и общепита). Специфика МБ состоит в том, что управленческий персонал сведен к минимуму, руководителю зачастую приходится брать на себя решение и чисто производственных вопросов. Поэтому, отсутствие специальных знаний по выбранному профилю затрудняет принятие эффективных управленческих решений, особенно с учетом того, что система информационной, консультационной поддержки МБ в России практически отсутствует. По этому показателю МБ, особенно новый частный, является достаточно рискованным.
Новые частные и сугубо производственные фирмы во вторую очередь ориентировались на уровень дефицита. Каждый третий руководитель "новых", а также сугубо производственной фирм и каждый четвертый - "старой" утверждают, что их предприятия возникли "в зоне дефицита". В принципе, этот результат можно оценить положительно, как следствие предварительного анализа рынка и выявления свободных рыночных сегментов. В сфере торговли дефицитной свою деятельность с самого начала считал лишь каждый седьмой предприниматель. Однако, в дальнейшем происходит резкий поворот от производства к коммерции. 67% фирм по выборке в целом в дополнение к производственной деятельности занялись торговлей и только 15.4% "развернулись" в обратном направлении. По бывшим государственным предприятиям, изначально больше сориентированным на производство, расхождение еще значительнее - 84.2% и 7.0% соответственно. В известной мере это произошло из-за ухудшения экономического климата. Но, по нашему мнению, здесь "сыграл" и тактический просчет, обусловленный невысоким уровнем развития рыночного мышления, когда на этапе организации руководители фирм недостаточно квалифицированно оценивали степень дефицитности разных сфер деятельности, путая потребность со спросом.
Руководителей торговых предприятий в большей мере интересовала возможность быстро окупить вложенные средства, стартовый уровень которых мог быть достаточно низким, и нестандартные формы разнообразной поддержки (от друзей, знакомых, других предпринимателей). Предварительная оценка возможности самовозрастания вложенных средств, что особенно актуально в условиях инфляции, свидетельствует о достаточно продуманном, рыночноориентированном подходе к началу собственного бизнеса. Предприниматели из чисто производственных МП, а также руководители "старых" фирм в среднем в два раза реже руководствовались возможностью ускоренного оборота капитала.
Предприятия, образованные на базе госсектора, привлекала возможность обойтись без серьезных первоначальных вложений, а также предполагаемый дефицит и широкий ассортимент выпускаемой продукции.
Показательно, что низкий порог первоначальных вложений в свое дело, как один из решающих факторов, указал каждый четвертый - пятый руководитель МП независимо от сферы деятельности и способа образования.
В целом, анализ мотивации первоначального выбора профиля МП свидетельствует, что, хотя "стартовых" знаний у предпринимателей не хватает, большинство из них проводят или пытаются провести анализ как внешних условий (уровень дефицита, возможность быстро окупить вложенные средства), так и внутренних резервов организуемой фирмы (резервы диверсификации, экспортный потенциал). Исходя из соотношения рыночных и традиционных мотивов организации МП, можно ожидать, что поведение новых частных фирм в большей степени будет соответствовать требованиям формирующихся рыночных отношений.

 
 
 

1. Аннотация

2. Методы и экономико-институциональ-
ный фон исследования

2.1. Предпосылки анализа

2.2. Экономическая и организационно-правовая среда малого предпринимательст-
ва

2.3. Характеристика выборки

2.4. Цель, логика и методы анализа

3. Проблемы становления малых предприятий

4. Поведение на рынке

4.1. Мотивация выбора деятельности

4.2. Цели фирмы

4.3. Взаимосвязанность управленческих решений

4.4. Проблемы снабжения и быта

4.5. Ценообразование и конкуренция

5. Политика в области труда и социального обеспечения

5.1. Политика заработной платы

5.2. Социальная поддержка

6. Приспособление к финансовым ограничениям

6.1. Роль финансовых проблем

6.2. Адаптация к налоговой системе

6.3. Источники финансовых средств

6.4. Направления и условия развития

7. Малые предприятия в переходной институциональной среде

7.1. Малый бизнес и местные власти

7.2. Взаимоотношения с с союзами и ассоциациями МП

7.3. Субъективные ожидания мер государственной поддержки

8. Цели, управленческие решения и экономическое положение

9. Заключение: адаптационный потенциал малого бизнеса