ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

О взаимосвязанности решений, принимаемых руководителями предприятий, позволяет судить анализ степени согласованности тех целей, что они перед собой ставят, и первоочередных мер, которые, по мнению предпринимателей, улучшат работу их фирм.
Руководители МП, нацеленных на диверсификацию, в первую очередь стремятся найти более перспективные направления деятельности (об этом заявил каждый второй из них, что больше, чем в других целевых группах). Потенциал этих фирм достаточно высок, приобрести новое оборудование и расширить производственные площади стремится каждый второй - третий предприниматель. Проблема снижения издержек, хотя и делит второе - четвертое места в рейтинге первоочередных мер, является основной для относительно меньшей части респондентов в сравнении с другими целевыми группами.
Возможности МП, стремящихся закрепиться на уже освоенном рынке, по крайней мере не выше, чем у фирм - "диверсификаторов". Во-первых, для них несколько более актуально снизить издержки. Во-вторых, несмотря на установку остаться в границах выбранных видов деятельности, проблема снабжения и сбыта на этих предприятиях стоит гораздо острее. 21.9% респондентов указали, что первоочередная задача - получить доступ к информации о поставщиках и потребителях своей продукции (против 13% ответов по предыдущей целевой группе). Расширить производственные площади и приобрести новое оборудование стремится каждый второй - третий руководитель.
Те фирмы, для которых главное сейчас - выжить, имеют более низкий потенциал. Главная задача для них - снижение издержек (47.5% ответов респондентов). Снабжение и сбыт затруднены для каждого четвертого - пятого МП. Пытаются исправить положение за счет поиска более перспективного направления деятельности почти 40% предпринимателей. Но реальных возможностей для освоения новых рынков не так много: расширить производственные площади и приобрести новое оборудование хотят лишь треть - четверть опрошенных.
На фоне общих тенденций предприятия имеют особенности в выборе перспектив развития. Так, на новых частных фирмах независимо от цели стремятся снизить издержки в среднем на 10% реже, чем на бывших госпредприятиях, а приобрести новое оборудование - на 15%. Для "новичков" более актуальна проблема расширения производственных площадей. Пожелания такого рода встречаются в среднем на 15% чаще, чем по "старым" МП.
Сугубо производственные предприятия по сравнению с торговыми более, чем в два раза чаще озабочены приобретением нового оборудования. Актуальнее для них и снижение издержек производства. А вот приобрести другое помещение больше (в среднем на 10%) стремится новый частный бизнес.
Одной из отличительных поведенческих черт МБ является его динамизм, "склонность" к изменению первоначальной сферы деятельности. На это указали более половины респондентов по выборке в целом, причем в 80% случаев наблюдалось увеличение числа видов деятельности. Эта тенденция, по-видимому, сохранится и в дальнейшем - более трети предпринимателей стремится найти для своего бизнеса более перспективное направление.
Представляется важным оценить, насколько продуманными, эффективными являются решения о диверсификации деятельности, в частности, есть ли взаимосвязь между ними и целью фирмы, как отражается динамика видов деятельности на экономическом положении предприятия.
Связь между изменениями в направлениях деятельности и целями статистически подтверждается для выборки в целом и отдельно для вновь возникших и "старых" предприятий. В целом по выборке, МП, нацеленные на максимизацию прибыли, в одном случае из трех полностью отказались от производства, и только в одном из десяти дополнили коммерческую деятельность производственной. Для тех фирм, у кого главное - выжить, также характерны активный "сброс производства" (24.8% ответов респондентов) и незначительный перелив капитала из коммерции в производство (10.3%). Это доказывает, что наибольший доход сегодня дает бизнес в сфере посредничества, торговли, а предпринимательство в производственной сфере более рисковано.
Сравнение динамики видов деятельности между МП, нацеленными на диверсификацию и наращивание потенциала в выбранной области, дает следующие результаты. Фирмы, ориентированные на диверсификацию, относительно чаще (21.5% ответов против 15.1%) в дополнение к торговле занялись производством и относительно реже (65.9% ответов против 73.1%) дополняли производство коммерцией. Доли тех, кто полностью отказался от производства, совпадают. Нацеленность на диверсификацию в сочетании с более или менее активным переливом торгового капитала в производство (с учетом меньшей прибыльности бизнеса) означает, что расширение видов деятельности как цель фирмы - показатель ее стабильного экономического положения. Те МП, что хотят закрепиться на уже "освоенных позициях", по-видимому, удачно сочетают производственную деятельность с коммерческой и нельзя однозначно определить, в какой именно области предполагается активизация деятельности.
На общем фоне новые частные предприятия, стремящиеся к диверсификации, значительно чаще дополняют коммерческую деятельность производственной (27.8%), чем "старые" (5.3%). Если же для нового бизнеса стоит вопрос о выживании, то он более активно (в трети случаев) полностью отказывается от производства. Для "старых" МП это почти не характерно (9.3% ответов респондентов). Иными словами, поведение новых предпринимательских структур более адаптивно к условиям внешней среды.
Какая тактика поведения является сегодня более выигрышной, создает преимущества в экономическом положении фирм?

Таблица 3

Рейтинг экономического положения в зависимости от динамики видов деятельности *

 
Видов деятель-
ности стало меньше
Измене-
ний не было
Видов деятель-
ности стало больше
Положение совсем неустойчивое
2,2,2-3
3,3,2-3
3,3,3
Положение не вполне устойчивое
1,1,1
1,1,1
1,1,1
Положение устойчивое
3,3,3-2
2,2,3-2
2,2,2

* Первая цифра - рейтинг по выборке в целом
Вторая цифра - "новые" предприятия
Третья цифра - "старые" предприятия

Наличие взаимозависимости изменений в направлениях деятельности и экономического положения МП статистически подтверждается для выборки в целом и отдельно для "новых" и "старых" МП. Судя по полученным данным, (см. таблицу 3), наиболее выигрышная на сегодня тактика поведения на рынке - диверсификация видов деятельности. Привязка к первоначально выбранной специализации хуже сказывается на предприятиях, реорганизованных из госсектора, чем на новых частных фирмах. Хотя в этих случаях рейтинги совсем неустойчивого и вполне устойчивого положения совпадают, но доля аутсайдеров на старых МП выше доли лидеров, а на новых - ниже. Еще большее расхождение наблюдается тогда, когда число видов деятельности уменьшилось. Доля предприятий с совсем неустойчивым положением выше доли с устойчивым по новым частным фирмам в 1.7 раза, а по "старым" в 3.3 раза. Тот факт, что независимо от динамики видов деятельности первенствует не вполне устойчивое экономическое положение, подтверждает сильное влияние неблагоприятных внешних условий на развитие МБ в целом.

 
 
 

1. Аннотация

2. Методы и экономико-институциональ-
ный фон исследования

2.1. Предпосылки анализа

2.2. Экономическая и организационно-правовая среда малого предпринимательст-
ва

2.3. Характеристика выборки

2.4. Цель, логика и методы анализа

3. Проблемы становления малых предприятий

4. Поведение на рынке

4.1. Мотивация выбора деятельности

4.2. Цели фирмы

4.3. Взаимосвязанность управленческих решений

4.4. Проблемы снабжения и быта

4.5. Ценообразование и конкуренция

5. Политика в области труда и социального обеспечения

5.1. Политика заработной платы

5.2. Социальная поддержка

6. Приспособление к финансовым ограничениям

6.1. Роль финансовых проблем

6.2. Адаптация к налоговой системе

6.3. Источники финансовых средств

6.4. Направления и условия развития

7. Малые предприятия в переходной институциональной среде

7.1. Малый бизнес и местные власти

7.2. Взаимоотношения с с союзами и ассоциациями МП

7.3. Субъективные ожидания мер государственной поддержки

8. Цели, управленческие решения и экономическое положение

9. Заключение: адаптационный потенциал малого бизнеса