ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ

Предприниматели пытаются принять меры по обеспечению денежными оборотными средствами, снижению издержек производства, и соответственно - получению средств для развития.
Снижение издержек - первое по рейтингу желаемое направление улучшения работы, на него указало более 43% предпринимателей. Однако возможности малого бизнеса достаточно ограничены. Изменение оборудования, технологии - путь капиталоемкий. Экономить на текущих издержках затруднительно, поскольку они во многом определены валютным курсом, условиями, диктуемыми поставщиками материалов и товаров, арендодателями. Три четверти руководителей не считают уровень оплаты труда на своих предприятиях выше, нежели у других. Поэтому многие представители малого бизнеса связывают снижение издержек лишь с государственной поддержкой, предоставлением различного рода льгот. Более 57% МП рассчитывают и на получение льготных кредитов на инвестиционные проекты; ожидания этой поддержки не связано никоим образом с экономическим положением предприятий (см.подробнее раздел 6).
В то же время, пытаясь стабилизировать свое финансовое состояние, малый бизнес активно пытается задействовать имеющиеся резервы приспособления. Прежде всего обращают внимание на практику платежей и расчетов. Многие МП стараются работать только по предоплате или частичной предоплате. Все шире распространяется практика наличных расчетов, которая не только позволяет уйти от налогообложения, но и обезопасить себя от неплатежей, ускорить расчеты и оборот, иметь неподконтрольные государственным органам средства. В частном секторе наличный оборот уже давно стал традиционной, привычной формой работы, которая распространилась и на государственные (приватизированные) предприятия. Частичным способом борьбы с неплатежами и преодоления спросовых ограничений является бартер. Потребитель рассчитывается своей продукцией, но при этом у малого предприятия возникает необходимость организации ее реализации.
Для преодоления финансовых затруднений предприниматели вынуждены принимать и более радикальные меры - изменение профиля деятельности, поиск новых ее видов, изменение ассортимента продукции и услуг в целях ускорения оборота, увеличения доходности предприятия, о чем подробно уже говорилось в разделе 3.
Что касается собственных финансовых источников развития, то в тех МП, где собственность равномерно размыта (обычно это акционерные общества закрытого типа, где собственник - коллектив), есть реальная угроза перекачивания средств в дивиденды, которую пытаются нейтрализовать руководители. Там, где с момента создания во главе стоит группа лиц, обладающая контрольным пакетом, или в частных предприятиях дилемму будущего решать легче.
Предприниматели активно пытаются привлечь внешние финансовые источники и прежде всего - кредиты банка. Так, почти 48% предприятий для преодоления трудностей в начале работы прибегали к кредитам. Доступ к ним ограничивают такие факторы, как дороговизна, сроки предоставления. Если в конце 1992 г. можно было еще рассчитывать на 3-6 месячный кредит, то в 1994 г. период кредитования обычно не превышал трех месяцев. Для торговли с ее более быстрыми сроками оборота эти факторы не столь критичны, как для других сфер деятельности. Надо подчеркнуть, что предприниматели часто избегают брать кредиты, так как боятся, что не смогут расплатиться. В то же время не всегда МП имеют доступ к кредитам. Часто банки отказывают в выдаче кредитов, считая гарантии недостаточными или не доверяя данному предприятию. Проблема гарантий трудноразрешима. Некоторые предприниматели, получив отказы в кредитах на развитие производства, считают, что он возможен только при взятках. Кроме того, трудности возникают при оформлении маленьких кредитов, банкам не хочется возиться с мелкими клиентами.
По данным опроса при получении кредитов различий между "старыми" и вновь возникшими предприятиями не наблюдалось. Однако различия по отраслевой принадлежности оказались более значимы (см. таблицу 10 Приложения). Предприятия торговли кредитами пользовались намного чаще, нежели производственные, и особенно - сферы услуг (теснота связи по чистым отраслям составила 0.18). Существенной оказалась зависимость доступа к кредитам от размеров предприятия: чем больше было предприятие, тем чаще обращалось к кредитам (теснота связи составила 0.13, а коэффициент Кэндалла - 0.12).
Малые предприятия пытаются наладить доверительные отношения с банками. Такая форма поддержания устойчивых связей с ними как статус учредителя или крупного акционера банка для подавляющего большинства фирм недоступна. Остается только надеяться на поддержку других организаций и властных структур. Однако ее масштабы в целом невелики. Хотя получали кредиты с помощью союза, ассоциации предпринимателей каждый пятый из числа их членов, это составило только 3.3% предприятий по всей выборке. При этом среди получивших такие кредиты было более трети сельскохозяйственных предприятий. Эта помощь оказывается в ограниченном числе регионов (55% ее получивших оказались в трех областях) и по видимому часто достается "своим", ибо, несмотря на нее, отношение к союзам и ассоциациям у многих предпринимателей довольно прохладное (см.подробнее раздел 6).
Определенные льготы по кредитам и другие формы финансовой поддержки предоставляют малому бизнесу местные власти, о чем упоминала почти одна пятая из опрошенных. Этот момент достаточно новый, ибо ранее мы скорее сталкивались лишь с практикой изъятия средств у малого бизнеса, нежели помощи ему. Безусловно, есть направленная поддержка "своих" предпринимателей, которые в ответ оказывают "услуги". Но действуют и другие, объективные мотивы. Во многих городах местные администрации встают на путь сотрудничества с предпринимательскими структурами, увидев в них не "спекулянтов", а реальную экономическую силу, с помощью которой можно решать назревшие местные проблемы, будь то насыщение потребительского рынка или обеспечение занятости населения.
В предпринимательской среде широкое распространение получил "частный" кредит. Он иногда идет полуофициальным путем, через заключение договоров о взаимном сотрудничестве, финансовой помощи. Но обычно осуществляется "в тени", просто передачей наличных денег из рук в руки. Известны примеры формирования группами предпринимателей "черной кассы" для взаимного краткосрочного кредитования.

 
 
 

1. Аннотация

2. Методы и экономико-институциональ-
ный фон исследования

2.1. Предпосылки анализа

2.2. Экономическая и организационно-правовая среда малого предпринимательст-
ва

2.3. Характеристика выборки

2.4. Цель, логика и методы анализа

3. Проблемы становления малых предприятий

4. Поведение на рынке

4.1. Мотивация выбора деятельности

4.2. Цели фирмы

4.3. Взаимосвязанность управленческих решений

4.4. Проблемы снабжения и быта

4.5. Ценообразование и конкуренция

5. Политика в области труда и социального обеспечения

5.1. Политика заработной платы

5.2. Социальная поддержка

6. Приспособление к финансовым ограничениям

6.1. Роль финансовых проблем

6.2. Адаптация к налоговой системе

6.3. Источники финансовых средств

6.4. Направления и условия развития

7. Малые предприятия в переходной институциональной среде

7.1. Малый бизнес и местные власти

7.2. Взаимоотношения с с союзами и ассоциациями МП

7.3. Субъективные ожидания мер государственной поддержки

8. Цели, управленческие решения и экономическое положение

9. Заключение: адаптационный потенциал малого бизнеса