ЦЕЛИ ФИРМЫ

Целеполагание - один из основных моментов, определяющих поведение фирмы на рынке. По тому, какую цель ставит перед собой ее руководитель, можно достаточно верно представить текущее состояние дел и возможные перспективы развития МП, оценить, насколько хорошо тактические замыслы согласуются с объективными требованиями внешней среды и способствуют "врастанию" фирмы в складывающуюся систему рыночных отношений.
Полученные результаты свидетельствуют, что есть достаточно весомое различие в целях руководства МП в зависимости от способа их организации (см. таблицу 5 Приложения). Для "старых" предприятий основная цель на сегодня - выжить, иметь более-менее устойчивое положение, на что указали 42.5% опрошенных руководителей против 34.3% в новом частном бизнесе. Новые предприятия в большей степени смогли адаптироваться к условиям переходной экономики, найти свою нишу в спектре возможных видов деятельности и своего потребителя на рынке товаров и услуг.
О том, что новые фирмы больше полагаются на свои силы, косвенно свидетельствуют такие данные. Отсутствие надежных правовых гарантий развития малого бизнеса, нестабильность законодательства воспринимается их руководителями как одна из самых острых проблем сегодняшнего дня. 46.0% из них указали на это, против 31.6% по бывшим госпредприятиям.
Аналогичная картина складывается и при анализе данных об ожидаемых мерах государственной поддержки малого предпринимательства (см. подробнее в разделе 6), где новые частные МП явно больше заинтересованы в обеспечении надежных законодательных гарантий, чем "старые".
Перефразируя полученные результаты словами самих предпринимателей, можно утверждать, что самое большое желание "новых" бизнесменов, чтобы государство своевременно принимало нужные законы и гарантировало их выполнение, а "уж выкрутиться мы сумеем сами". Расчет на собственные силы - достаточно точный показатель того, что предприятие чувствует себя уверенно, его линия поведения адаптирована к требованиям внешней среды.
Интересные результаты дает сравнительный анализ мотивации первоначального выбора сферы деятельности между группами предпринимателей, преследующими в дальнейшем разные цели. Для тех, кто нацелен на освоение других направлений деятельности, изначально характерен несколько меньший опыт работы в выбранной области и тщательный анализ уровня дефицита той или иной продукции. Особенно четко эта тенденция проявляется в поведении руководителей новых частных фирм, для которых рейтинги опыта работы и дефицитности совпадают (делят 1-2 места). Иначе говоря, предприниматели данной целевой группы основную ставку с самого начала делали на выигрышные внешние условия (дефицитность местного, регионального рынка), очевидно полагая, что это создаст для их фирм весомые преимущества.
Те, кто считает необходимым закрепиться на выбранном рынке, имели сравнительно больший опыт работы и также стремились занять свободные рыночные сегменты. Сочетание накопленного опыта и анализа рыночной конъюнктуры, по-видимому, помогли с самого начала удачно выбрать направление деятельности, имеющее значительный потенциал роста.
Те предприниматели, для которых главное на сегодня - выжить, хотя и имели относительно больший опыт работы в выбранной области, на второе место ставили низкий уровень первоначальных вложений в свой бизнес. Анализ емкости рынка проводился в среднем в 1.6 раза реже, чем в 2 первых случаях. Очевидно, что оснований для удачного выбора сферы деятельности было недостаточно.
Респонденты, считающие основной целью получение максимальной прибыли, с самого начала выбирали то направление вложения средств, где была возможность их быстрого оборота.
Очевидно, что обоснованность, продуманность и квалифицированность первоначального выбора сферы деятельности в значительной мере предопределяют возможность и направление дальнейшего развития фирмы.

 
 
 

1. Аннотация

2. Методы и экономико-институциональ-
ный фон исследования

2.1. Предпосылки анализа

2.2. Экономическая и организационно-правовая среда малого предпринимательст-
ва

2.3. Характеристика выборки

2.4. Цель, логика и методы анализа

3. Проблемы становления малых предприятий

4. Поведение на рынке

4.1. Мотивация выбора деятельности

4.2. Цели фирмы

4.3. Взаимосвязанность управленческих решений

4.4. Проблемы снабжения и быта

4.5. Ценообразование и конкуренция

5. Политика в области труда и социального обеспечения

5.1. Политика заработной платы

5.2. Социальная поддержка

6. Приспособление к финансовым ограничениям

6.1. Роль финансовых проблем

6.2. Адаптация к налоговой системе

6.3. Источники финансовых средств

6.4. Направления и условия развития

7. Малые предприятия в переходной институциональной среде

7.1. Малый бизнес и местные власти

7.2. Взаимоотношения с с союзами и ассоциациями МП

7.3. Субъективные ожидания мер государственной поддержки

8. Цели, управленческие решения и экономическое положение

9. Заключение: адаптационный потенциал малого бизнеса