ПРЕДПОСЫЛКИ АНАЛИЗА

История существования малого бизнеса ведет отсчет с кооперативного движения, которое пережило кратковременный бум после принятия известного Закона СССР "О кооперации в СССР" в 1988 г. В 1990 г. было принято законодательство о малых предприятиях (МП), которое открыло дорогу формированию малого бизнеса, хотя в основном предприятия создавались как государственные, путем выделения из государственных структур. Тогда же были узаконены такие организационно-правовые формы, как акционерные общества, товарищества, индивидуальные частные предприятия, что позволило перейти к созданию по сути частных предприятий.
Надо сказать, что имеющийся опыт изучения малого предпринимательства был явно недостаточным. Определенная аналитическая работа шла в союзах и ассоциациях малого бизнеса, но в основном ограничивалась вопросами создания систем его поддержки, обучения. Комплексные же исследования проблем и поведения малых предприятий "из первых рук" в начале 90-х отсутствовали. Поэтому еще в 1992 г. наш коллектив исследователей поставил задача мониторинга функционирования малого бизнеса на базе опросов руководителей малых предприятий (предпринимателей).
Летом 1992 г. при поддержке Мирового банка и РЦЭР осуществлен опрос 180 руководителей в восьми регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Нижний Новгород, Ставрополь, Пермь, Новосибирск и Красноярск), посвященный в первую очередь проблемам совершенствования законодательства и регулирования деятельности малого бизнеса. В выборку включены предприятия всех организационно-правовых форм, кроме традиционных государственных: кооперативы, частные, совместные предприятия, фермерские хозяйства и т.д., в том числе и малые предприятия, учрежденные государственными предприятиями и организациями. Подавляющее большинство составили частные и смешанные (государственно-частные) МП. Исследовались следующие стороны деятельности предприятий: выбор организационно-правовой формы и регистрация предприятия, получение и использование помещения, финансовая деятельность, налогообложение, договорные отношения, трудовые отношения, внешнеэкономические связи, страхование, охрана труда и окружающей среды, перевозки, патентование, лицензирование, стандартизация, конкуренция, реклама, распространение информации. Полученные результаты описывают условия становления и развития малого и частного бизнеса в российской экономике в начале реформ, основные тенденции его поведения, базовые направления государственной поддержки.
В 1993 г. проведена серия из двадцати глубоких интервью с предпринимателями в четырех городах России: Москве, двух областных центрах, различавшихся по политике местной власти по отношении к малому бизнесу, - Владимире и Нижнем Новгороде, малом городе - Солигаличе. В опрос включены 10 производственных предприятий, 8 - торговых и 2 - сферы услуг разных организационно - правовых форм, причем ни одно предприятие, не занималось исключительно производственной деятельностью. Затем на базе опроса была разработана анкета и во второй половине 1994 г. проведен опрос более 1600 предпринимателей на всей территории России. Это исследование нацелено на комплексное описание экономической среды, основных проблем, стратегий развития и способов экономического поведения МП в переходной экономике.
Также в 1994 г. по заказу и при поддержке Агентства международного развития США проведено специальное исследование информационных проблем и потребностей малого предпринимательства. В ходе опроса проведено более 20 глубоких интервью и анкетный опрос 200 предпринимателей в 7 городах России.

 
 
 

1. Аннотация

2. Методы и экономико-институциональ-
ный фон исследования

2.1. Предпосылки анализа

2.2. Экономическая и организационно-правовая среда малого предпринимательст-
ва

2.3. Характеристика выборки

2.4. Цель, логика и методы анализа

3. Проблемы становления малых предприятий

4. Поведение на рынке

4.1. Мотивация выбора деятельности

4.2. Цели фирмы

4.3. Взаимосвязанность управленческих решений

4.4. Проблемы снабжения и быта

4.5. Ценообразование и конкуренция

5. Политика в области труда и социального обеспечения

5.1. Политика заработной платы

5.2. Социальная поддержка

6. Приспособление к финансовым ограничениям

6.1. Роль финансовых проблем

6.2. Адаптация к налоговой системе

6.3. Источники финансовых средств

6.4. Направления и условия развития

7. Малые предприятия в переходной институциональной среде

7.1. Малый бизнес и местные власти

7.2. Взаимоотношения с с союзами и ассоциациями МП

7.3. Субъективные ожидания мер государственной поддержки

8. Цели, управленческие решения и экономическое положение

9. Заключение: адаптационный потенциал малого бизнеса